В 2016-м система ОСАГО получит новый повышающий коэффициент и может прийти к свободному ценообразованию, а за любителями поездить без страховки начнут охотиться комплексы видеофиксации нарушений.

Конец декабря и начало января – традиционное время для того, чтобы подвести итоги уходящего года и сделать прогнозы на новый. Применительно к ОСАГО 2015-й мы уже обсудили в нашей статье «Год после реформы». Настало время заглянуть в следующие 12 месяцев.

Продажа полисов «автогражданки» через интернет, по большому счету, заработала только минувшей осенью. Согласно первым итогам, новой услугой активнее пользовались жители регионов, нежели автомобилисты из двух столиц и прочих городов-миллионников. Это логично: первые в большей степени страдали от произвола страховщиков, навязывающих дополнительные услуги, и зачастую не имели возможности обратиться в другой офис или к другому агенту по причине их отсутствия.

В 2016-м сервис продолжит развиваться. Предполагаем, что интерес к нему станет расти лавинообразно: он удобен и экономит время. Правда, пока нет реального понимания того, как к распечатке, подтверждающей онлайн-покупку, относятся инспекторы ДПС. Именно ее и только ее предлагается возить с собой вместо бумажного полиса. Если единая база с оперативным наполнением станет работать корректно, то этот факт добавит интернет-продажам поклонников. Если же нет, то вряд ли кто-то захочет получить возможные проблемы на дороге, польстившись на удобства новой услуги.

Уже весной в систему расчета стоимости полиса могут ввести десятый коэффициент. Он будет учитывать количество нарушений ПДД, совершенных страхователем в прошлом. По расчетам авторов поправки, она затронет всего 5,5% автомобилистов – самых злостных нарушителей. Идея принадлежит Центробанку, и сейчас в Российском союзе автостраховщиков идет обсуждение конкретных цифр. Ориентиры уже обнародованы. Для тех, кто собрал за предыдущий год менее пяти протоколов, повышение цены ОСАГО не предусмотрено. К имеющим от пяти до десяти проступков предлагают применять коэффициент 1,86. А водители, не останавливающиеся и на десятке нарушений, рискуют получить повышение в три раза! Весомый повод, чтобы задуматься над манерой вождения, не так ли?

Точную шкалу в РСА обещают утвердить после детального анализа статистики по нарушениям Правил за 2015 год. Видимо, это случится к концу января. Еще раз отметим: почти 95% автомобилистов поправка не коснется, и за полис они будут платить столько же, сколько и раньше. Число их прегрешений на дорогах за год не превышает пороговых пяти.

Напомним, что сейчас базовая ставка тарифа ОСАГО для легкового автомобиля, принадлежащего частному лицу (3432-4118 рублей), умножается на восемь коэффициентов: в зависимости от территории, числа допущенных к управлению водителей, их возраста и стажа, мощности автомобиля и срока страхования, коэффициента «бонус-малус» и наличия фактов грубых нарушений условий страхования.

Как мы уже писали, готовится распоряжение об ограничении на количество корректировок стоимости ОСАГО: не более одного раза в год. 12 месяцев с момента последнего повышения ставок истекают в апреле. К этому же моменту еще вырастет объем выплат (расширенные лимиты ответственности плюс повышенные цены на запчасти в каталогах), и страховщики наверняка запросят об очередном подорожании. Сбудется ли этот сценарий – покажет время. По нашему мнению, в возможности пересмотреть цифры компаниям не откажут: темпы инфляции за последний год оказались весьма существенными.

Более того, тариф ОСАГО могут вообще отпустить «в вольное плавание». В РСА уже создана рабочая группа, обсуждающая нюансы перехода на свободное ценообразование. Первым шагом может стать расширение существующего коридора для базовой ставки с нынешних 20% до 30%. В дальнейшем границы еще подвинут, но совсем убирать не станут. В результате страховые компании будут иметь законодательно установленные «флажки», выходить за которые будет нельзя. Но в то же время и между ними окажется достаточное пространство для ценовой конкуренции. Игроки рынка могут выбирать разные стратегии. Кто-то, к примеру, предпочтет работать по максимальной стоимости, упирая на качество своих услуг, другие же, напротив, «упадут» до минимума, активно привлекая страхователей.

А вот новость, которая однозначно должна понравиться автомобилистам. Вслед за единой методикой расчета выплат и единых же каталогов с ценами на запчасти и работа в систему ОСАГО предлагают ввести единый орган по урегулированию споров – так называемый институт страхового омбудсмена по ОСАГО. Он заменит собой тысячи мелких контор и автоюристов, представляющих в судах интересы обиженных страхователей за немалую комиссию. Новая структура станет решать споры в досудебном порядке.

«Сегодня на рынке практически нет нейтральных экспертных организаций, которые могли бы выступать арбитрами в спорных ситуациях по ОСАГО. Предложение страховщиков заключается в подготовке и разработке института единой организации, которая будет подконтрольной Центральному банку, Минюсту и будет осуществлять досудебную экспертизу в рамках претензионного порядка урегулирования споров. Центробанк также считает большое количество различных судебных экспертиз одной из серьезных проблем в отрасли. Должен быть единый институт, в который может обратиться и потребитель в случае конфликта, и страховщик, если у него возникает проблема с определением расчета. Такой институт станет приоритетным для экспертиз и будет рассматриваться как окончательная инстанция», – объясняет исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Омбудсмен по ОСАГО станет принципиально новым явлением в российской страховой системе. Вопрос только в том, в какой степени он сможет отстаивать интересы потерпевших, будучи единственным и назначенным государством регулятором. С другой стороны, в таком же положении были и суды, которые, тем не менее, в большинстве случаев встают именно на сторону страхователя.

Наконец, последнее новшество касается стационарных комплексов видеофиксации нарушений. Их научат выявлять водителей, ездящих по городу без полиса ОСАГО. Проверять данные электронный разум будет через базу данных АИС РСА. Если попавшей в поле зрения машины в ней не окажется, владельцу придет штраф за отсутствие страховки. Конечно, на внесение информации требуется время, поэтому с момента покупки полиса автомобилист получит пять «нештрафуемых» дней, пока сведения о новом договоре не появятся в системе.

На первых порах «пробивать» на наличие ОСАГО будут только тех, кто уже попался на каком-либо нарушении: проехал по выделенной полосе, превысил скорость и т.п. Однако в ЦОДД обещают оперативно перенастроить камеры, дабы они сканировали весь поток автомобилей, а не только нарушителей. Учитывая количество «Стрелок» на московских дорогах, ездить без страховки или с фальшивым полисом станет очень накладно. По оценке РСА, в некоторых регионах доля подделок доходит до 10%. Правда, есть нюанс. Штрафовать собираются за каждый проезд под камерой, но правозащитники указывают на недопустимость многократного наказания за один и тот же проступок. Есть к этой идее и другие вопросы, однако это вряд ли станет препятствием для начала рассылки «писем счастья» по новой статье.

Этим список грядущих новшеств наверняка не ограничится, и в 2016 году нам придется привыкать к другим особенностям «автогражданки».

Источник: carclub.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ