Российские власти обещают ввести в КоАП штраф за агрессивное вождение в самое ближайшее время. При этом доступной рядовым гражданам конкретики касательно этой инициативы пока немного.

С новым для нашего законодательства термином «агрессивное вождение» (или «опасное вождение») мы читателей уже знакомили. Идея его введения активно обсуждалась весь прошлый год и продолжает оставаться одной из главных тем в деле борьбы за снижение уровня аварийности на российских дорогах. Что же изменилось за те семь месяцев, что прошли с момента публикации нашей первой статьи?

Высшие чиновники на словах пока проявляют похвальное благоразумие и призывают не спешить с нововведением. В частности, свое мнение высказал глава правительства Дмитрий Медведев.

«Конструкция новая, еще раз подчеркиваю, прежде чем ее принимать, надо определиться, как она будет работать. Там не должно быть двусмысленности. Речь идет о дополнении правил дорожного движения нормой, которая давно обсуждается, но скажем прямо, является достаточно спорной. Все должны четко понимать, что это означает. Поэтому норма, если она будет все-таки одобрена, не должна стать поводом для злоупотребления, а действовать исключительно в отношении нарушителей. По понятным причинам, очень многое будет зависеть от практики правоприменения, которой занимаются органы внутренних дел, и они, собственно, и будут эту практику создавать. Тема острая, поэтому предлагаю, прежде чем менять правила, еще раз подвергнуть эти формулировки публичным обсуждениям с участием экспертов открытого правительства и общественных организаций. По результатам определимся, как поступить», – заявил премьер.

Эти слова прозвучали в конце марта, а еще в декабре вице-премьер Игорь Шувалов попросил парламентариев и профильные комитеты и ведомства договориться о введении термина «опасное вождение» до лета текущего года, то есть до окончания весенней сессии Госдумы. По всей видимости, этот срок будет соблюден, но вот доступной обывателям для обсуждения конкретики пока мало.

В марте в интернете появились тематические материалы открытого правительства с перечислением маневров, которые предлагается подвести под новый термин. По мнению авторов, наиболее частыми причинами аварий на дорогах являются «игра в шашечки» (беспорядочное перемещение из ряда в ряд), «игра в наказание» (резкое торможение перед сзади идущим автомобилем»), «междурядье» (езда по линии, разделяющей попутные полосы движения) и «дрифт» (управляемый занос). При этом никакой подтверждающей статистики разработчики документа не привели: ее попросту не существует!

Между тем, любой пользователь сети, увлекающийся просмотром роликов с видеорегистраторов, наверняка не согласится с предложенным перечнем. Он выглядит, мягко говоря, странно, и реальными причинами ДТП становятся более прозаичные вещи: непредоставление преимущества при проезде перекрестков, проезд на красный сигнал светофора, нарушение правил обгона. Неизвестно, насколько серьезно отнеслись к предложенным вариантам в Госдуме. Вполне возможно, что четыре указанных нарушения действительно станут считать «агрессивным вождением», вот только, повторюсь, к мелким инцидентам и резонансным автокатастрофам приводят не они.

Эксперты также обращают внимание на то, что под «опасное вождение» должны попадать только те деяния, которые совершены со злым умыслом.

«Начинающие водители в большинстве не способны к созданию безаварийного пространства вокруг своего автомобиля. Не разделив термин «злой умысел» или нет, любого новичка можно привлечь к ответственности за «опасное вождение». Объективной причиной такого поведения выпускников автошкол считаем несовершенство существующих учебных программ по подготовке водителей транспортных средств», – полагает председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев.

Он добавляет, что наказание должно носить не только административный, но и воспитательный характер.

К выявлению агрессивных водителей необходимо привлекать рядовых автомобилистов. Для этого, правда, автоинспекции следует привить на законодательном уровне желание работать с записями видеорегистраторов. Сегодня обращения с их использованием оборачиваются большей нервотрепкой и потерей времени для заявителя, нежели для виновника, и такое положение дел ГИБДД, кажется, устраивает.

Впрочем, первый шаг в ДПС уже сделали, выпустив на дороги осенью прошлого года скрытые патрули на автомобилях без спецраскраски и проблесковых маячков. Хотя в ведомстве и отчитываются о десятках тысяч выявленных таким способом нарушителей (более 28 тысяч за неполные четыре месяца 2016 года), вряд ли схему работы можно назвать оптимальной. Инспекторы на гражданской машине сами не останавливают нарушителя и тем более не преследуют его, а лишь передают данные об автомобиле ближайшим экипажам. У них даже не всегда присутствует видеорегистратор, дабы предъявить весомое доказательство факта нарушения!

Опрос фонда «Общественное мнение» выявил достаточно скептическое отношение россиян к новой инициативе. 30% респондентов не верят, что новый штраф улучшит ситуацию на дорогах, 25% затруднились ответить, хотя 45% считают, что положительный эффект будет. 41% опрошенных полагают, что после введения санкций на дорогах станет безопаснее, но почти столько же, 39%, так не считают. 48% из тех, кто машину не водит, выступают за усиление наказания.

«Водители считают, что штрафы ситуацию не улучшат, потому что понимают, насколько сложно засвидетельствовать такое нарушение. Поэтому очень важно разъяснять этот термин», – считает президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.

По данным издания «Коммерсантъ», подготовлена новая редакция постановления правительства, уже готовы необходимые поправки к ПДД, и скоро будет обнародована расшифровка самого термина. К концу мая группа экспертов при правительственной комиссии сформирует пилотный вариант библиотеки из наглядных видеороликов с примерами опасного вождения: они будут размещены на специальном интернет-ресурсе. Цель такой базы – дать понять водителям опасность нарушения, а должностным лицам она (в теории) укажет правовые критерии.

Свои рецепты борьбы с лихачами предложили и в ЦОДД. Там заявили, что могут перенастроить камеры для выявления частых перестроений и прочих опасных маневров. Причем информацию обещают передавать сразу ближайшим экипажам ДПС, чтобы с нарушителем можно было разобраться буквально на месте.

«К примеру, водитель едет со скоростью 200 км/ч. Штраф ему придет через неделю, а ДТП может спровоцировать уже через минуту. Понятно, что чаще всего такие люди находятся в наркотическом или в алкогольном опьянении. Мы хотим наладить простую технологию: проехал водитель со скоростью 200 км/ч – информация передается на планшет сотрудника ГИБДД, который сможет остановить его, оценить ситуацию и принять необходимые меры», – пояснил идею руководитель ЦОДД Вадим Юрьев.

Всесторонний подход вселяет надежду, что в данном случае трактовка нарушения и размер наказания (он, кстати, пока неизвестен) будут установлены с учетом здравого смысла. Однако сложность термина и большая доля субъективной оценки заставляют опасаться роста злоупотреблений.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ