В следующем году власти намерены пересмотреть государственные стандарты номеров транспортных средств. Вспомним, как выглядели «жестянки» в прежние десятилетия.
Ныне действующий ГОСТ на автомобильные и мотоциклетные номера действует в России с 1993 года. Однако емкость существующего формата практически закончилась, и ситуацию уже не исправят принятые пару лет назад поправки, разрешающие сохранять номерные знаки при перепродаже машины или другого транспортного средства. Министерство внутренних дел принялось за разработку новых стандартов. По планам, новые регистрационные знаки позволят устранить ряд противоречий.
В частности, владельцам американских и японских машин приходится изобретать крепления для российских «жестянок». Для них будут предусмотрены квадратные таблички. Отдельная категория знаков появится для владельцев ретро-автомобилей и гоночной техники. Кроме того, на новом образце будут предусмотрены места для дополнительных отверстий, если крепление уж совсем нестандартное. Напомним, сегодня сверление отверстий недопустимо. Не обойдут вниманием и мотоциклистов, ведь на некоторых моделях стандартное крепление просто не рассчитано на такую «лопату».
Разработка стандартов завершится в следующем году, однако окончательная редакция будет готова не ранее 2018 года. При этом некоторые нововведения – это всего лишь хорошо забытые решения.
Впервые единый государственный стандарт номеров появился в нашей стране в 1931 году. Тогда Совнарком принял первое в истории молодого СССР постановление о порядке регистрации транспортных средств. Первые таблички состояли из буквы, обозначающей регион выдачи, и четырех цифр. Написаны они были черным по белому. Автомобильные номера были одинаковыми, а мотоциклетные отличались размером. К слову, тогда надлежало устанавливать на двухколесные аппараты и передний номер. Крепился он на переднее крыло параллельно движению. Тогда же появились первые транзиты, а для машин, которые еще не прошли испытания, были предусмотрены отдельные знаки с надписью «проба».
Даже в нищей стране такой формат оказался неправильным выбором. Уже через три года парк вырос настолько, что емкость была исчерпана. ГОСТ пересмотрели: количество цифр увеличили до пяти, регион стали писать полностью (в случае длинного названия – сокращать до восьми букв). Этой модернизации хватило до 1936 года.
Власти решили кардинально переработать регистрационные знаки. С 1936-го фон табличек стал черным, а символы – белыми. Код региона теперь состоял из двух букв, а сам номер – из четырех цифр. Именно тогда впервые появились прямоугольные знаки для установки спереди, квадратные же предназначались для монтажа сзади. Мотоциклетные таблички были меньше, чем автомобильные. Для транзита и транспортных средств на испытаниях предназначались отдельные категории знаков, причем для вторых обязательно было наличие цифрового кода завода. В этой редакции ГОСТ впервые появились отдельные «жестянки» для прицепов.
В этот период появились два новых формата. Дипломатические машины получали номера с литерой «Д» в углу, а в 1940-м появились знаки для военных. Правда, последние слабо соблюдали требуемый формат: на жестянках символы обычно ставились произвольно.
После окончания Второй мировой войны в стране появилось огромное количество трофейных автомобилей и мотоциклов. Власти решили навести порядок и затеяли очередную реформу. Знаки опять поменяли цвет – на желтый с черным шрифтом. В остальном же формат с двумя буквами кода региона и четырьмя цифрами остался без изменений. Разве что представителям посольств в СССР вскоре вновь вернули черные номера. Именно в этот период были отменены передние номерные знаки для мотоциклов, зато прицепы начали получать свои, отличающиеся от других, таблички. Машины, проходящие дорожные испытания, начали получать обычные «жестянки», а транзиты впервые стали бумажными.
В 1959 году форматов стало еще больше, а цвет фона вновь стал черным. Число букв в коде региона увеличилось до трех, цифр осталось четыре, но они переехали в начало номерного знака. Исключение – таблички для прицепов, здесь количество букв осталось без изменений, а также военная техника, где литеры начали обозначать номер части. Гражданских же «жестянок» стало намного больше. Например, дипломатам положены были таблички с латинской «D», на регистрационных знаках журналистов ставилась литера «К», а машины торговых представителей получали номера с буквой «М» и кодом страны.
Тогда же впервые была применена известная большинству водителей практика крепления бумажных транзитов под стеклом автомобиля. Правда, в то время листок бумаги выдавался в комплекте с металлическим знаком со словом «транзит». А для выезжающих за рубеж граждан появилась возможность использовать символы, полностью совпадающие с буквами латинского алфавита. Спустя год отдельная категория знаков появилась и для сельскохозяйственной техники. В этих номерах было две буквы, обозначение типа транспортного средства, а фон на них был желтым.
Следующая реформа прошла в 1982 году, хотя разработали новые стандарты еще в 1977-ом. И вновь изменения были кардинальными: цвет фона сменился на белый, все символы приобрели один размер, а вариантов их размещения стало три. Тогда же «легковушки» впервые получили одинаковые прямоугольные знаки спереди и сзади, а квадратные номера использовались только на мотоциклах и грузовиках сзади. Номера на прицепах и тракторах отличались от них усеченными углами.
Частные автомобили полагалось оборудовать табличками с тремя буквами и четырьмя цифрами в формате «А0000АА», где последние символы обозначали код региона. У государственных машин все буквы ставились вместе, перед или после цифр.
Первые стандарты после распада СССР появились в 1993 году и действуют до сих пор. Сама форма знаков осталась без изменений, но теперь стала формально делиться на две части: цифровой код региона, а также сам номер, состоящий из трех букв и трех цифр в формате «А000АА». Само количество допустимых символов сократилось, и теперь используются только имеющие аналоги в латинице буквы. Через несколько месяцев таблички получили светоотражающее покрытие, а под кодом региона появился государственный флаг.
После введения единых правил, чиновники периодически их дорабатывали. Например, дополнения в ГОСТ власти внесли в 2005 году, когда емкость действующих стандартов начала подходить к концу. Изменения касались кода регионов, где стало допустимым использовать три цифры вместо двух. Появились новые цветовые решения: полицейские машины получили синие таблички, такси и общественный траснпорт – желтые. Дипломатические и военные автомобили, как и до реформы 1993 года, имели красные и черные знаки соответственно.