В продолжении нашего обзора – десять машин, уложившихся в период с 2002-го до 2012 года. Среди этих проектов уже куда меньше наивности и вычурных форм, хотя их судьба от этого – увы! – не поменялась.
ВАЗ-2151 «Неоклассика» (2002)
Замену семейству «классики», безнадежно устаревшему еще в 1990-е, завод искал не слишком активно. Заднеприводные модели продолжали пользоваться устойчивым спросом за счет своей простоты и низкой стоимости. Однако нельзя сказать, что попыток модернизировать ветеранов не было.
На Московском автосалоне 2002 года публике представили проект «Новая классика». Стилистически машина напоминала до боли знакомый ВАЗ-2104, но при этом оказалась на удивление современной внешне. Достаточно сказать, что в том же 2002-м в продажу поступил хэтчбек Ford Fusion, выполненный в схожем стиле. Это для вазовских дизайнеров в то время звучало комплиментом.
Автомобиль значительно превосходил «классический» универсал по вместимости и простору салона, обзавелся акутальным интерьером и – в теории – должен был обладать высоким уровнем пассивной безопасности. Машину действительно создавали с прицелом на серийное производство и хотели сделать максимально дешевой. В ее основе лежала древняя заднеприводная платформа с неразрезным задним мостом, двигатель 1.7 от «Шеви-Нивы» и ее же коробка передач. Но до знакомства с конвейером дело не дошло…
ВАЗ-1121 «Ока-2» (2003)
Через год АвтоВАЗ вновь привез в Москву достаточно симпатичный прототип. На сей раз – замену крохе «Оке». От нарочитого аскетизма отказались: в то время покупатели уже раскусили прелести атрибутов комфорта и хотели видеть их даже в недорогих машинах. Поэтому наряду с двухцилиндровым агрегатом старой «Оки» предполагалось ставить под капот впрысковые «четверки», а в качестве опций предлагать электропакет, аудиосистему, центральный замок и другие «навороты».
Озвучивались и планы производства: 90-100 тысяч автомобилей в год. Однако выпускавшие «Оку» КамАЗ и СеАЗ по разным причинам проектом не заинтересовались. Самому АвтоВАЗу субкомпактный хэтчбек, видимо, был не особо интересен. Поэтому после испытаний десятка ходовых образцов работы по машине тихо свернули.
«Лада Революшен» (2003)
Довести до товарного вида массовые модели у тольяттинцев не получалось, а вот собственный спорткар они запустить смогли и даже создали под него одноименную гоночную серию. Среднемоторный заднеприводный родстер оснащен вазовским двигателем 1.6 и 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач. Об отдаче мотора указываются разные данные – от 165 до 215 л.с. Однако касательно других цифр все источники единодушны: около 650 килограммов снаряженной массы, 6,5 секунды в разгоне до 100 км/ч и до 260 км/ч максимальной скорости. Сообщалось, что также были смакетированы двухместное купе, версии автомобиля с крышей и без нее. О количестве и типе собранных автомобилей точных сведений нет.
«Лада Силуэт» (2004)
В начале 2000-х АвтоВАЗ вовсю грезил выпуском семейства гольф-класса, чтобы застолбить на активно растущем рынке новую нишу. Концепт «Силуэт» должен был стать серийной моделью ВАЗ-2116 к 2010 году. Для него создавалась новая переднеприводная платформа, анонсировались двигатели объемом 1,6, 1,8 и два литра. В перспективе обещали дизель, полный привод и автоматическую коробку передач. Даже сегодня, в 2016-м, мы дождались на легковых «Ладах» только последней позиции!
Машина должна была показать следующую ступень развития во всем: в дизайне, качестве отделки, количестве опций. В частности, при проектировании закладывалась возможность оснащения автомобиля боковыми подушками безопасности. Экспериментальные образцы появились в 2006 году.
Жаль, но дальше постройки нескольких десятков экземпляров дело не пошло. А ведь в тот момент казалось, что конвейерное будущее уже совсем близко: в Тольятти построили ходовые образцы с кузовами хэтчбек и универсал, да и базовые седаны продвинулись настолько далеко, что их использовали топ-менеджеры АвтоВАЗа в повседневных поездках.
«Лада Рейд» (2006)
Вдохновленный тем, что гоночный «Революшен», что называется, «пошел», АвтоВАЗ взялся за прототип для ралли-рейдов. Машина, в оформлении передка которой можно уловить мотивы «Нивы», должна была поехать в марафоне Дакар 2008 года. Строили по всем законам жанра: пространственная рама с пластиковыми кузовными панелями, 500-литровый бензобак, место для нескольких запасных колес и инструментов. Задумавшись о двигателе, вспомнили о давнем партнере в лице компании Porsche. На «Рейде» планировали использовать оппозитную «шестерку» от 911-й модели, расположив ее спереди продольно в пределах колесной базы и сблокировав со спортивной секвентальной коробкой передач о шести ступенях.
Проект заглох так же неожиданно, как и стартовал.
ВАЗ-2107М (2007)
Фотографии этой машины неожиданно всплыли в сети в 2007 году. Информации о ней нет, кроме той, что и так очевидна: перед нами последняя попытка освежить облик «классики» перед тем, как через несколько лет родилась замена в лице «Гранты». По некоторым сведениям, проект 2107М всерьез заводом не рассматривался, а сам прототип был создан еще в 2002-2003 годах.
«Лада С» (2007)
Трехдверный хэтчбек продолжил проект cотрудничества АвтоВАЗа и компании Magna по созданию линейки машин С-класса, начатый концептом «Силуэт». Мировой дебют автомобиль отпраздновал не абы где, а на Женевском моторшоу! Трехдверка длиной чуть больше 4,2 метра была оснащена двухлитровым мотором и разгонялась до 210 км/ч. Ряд элементов салона был позаимствован у моделей Volkswagen и Audi, что, впрочем, для тольяттинцев было простительно. Главное, что в целом дизайн оказался весьма интересным. Кроме того, уже вторая показанная в рамках «Проекта С» модель внушала оптимизм и надежду на появление по-настоящему современной «Лады».
«Лада С Кросс» (2008)
Завершающим аккордом вазовских грез о С-классе стал прототип кроссовера, показанный на Московском автосалоне 2008 года. По большому счету, узнать в нем «Ладу», не взглянув на эмблему, было невозможно. Европейский дизайн, актуальная переднеприводная платформа, двухлитровый бензиновый двигатель, разгоняющий машину до сотни за десять секунд и далее до 190 км/ч. Выдать российское происхождение мог разве что клиренс в 210 миллиметров: многовато для «европейца»!
К сожалению, мрачные перспективы были видны уже в дни автосалона. По миру распространялась волна глобального финансового кризиса, и АвтоВАЗу, как и многим, стало не до амбициозных идей. «Проект С» в лице трех уже засвеченных моделей был заморожен. После спада в Тольятти появились новые хозяева – альянс Renault-Nissan со своими идеями и собственной платформой В0.
«Лада Калина 4х4» (2008)
Этот экспонат МИМС-2008 не является заводским. Машина представляет собой студенческий проект – победитель объявленного АвтоВАЗом конкурса по созданию компактного вседорожника. Всерьез рассматривать автомобиль, разумеется, нельзя, но в общей компании обойти его мы не смогли.
«Лада Иксрей» (2012)
Ну а про завершающую наш обзор машину рассказывать что-либо в очередной раз, пожалуй, излишне. Напомним самое главное. Автомобиль был создан в очень сжатые сроки под руководством только пришедшего на тот момент на АвтоВАЗ главного дизайнера Стива Маттина, работавшего прежде на Mercedes и Volvo. Премьеру XRay отпраздновал на Московском автосалоне 2012 года. Запускать в серию именно такую машину никто не обещал: она стала носителем нового дизайна «Лады», так называемого Х-стиля. И впервые в истории АвтоВАЗа обещанное не только претворилось в жизнь, но и сделало это строго в обозначенные сроки: 25 сентября 2015 года с конвейера в Ижевске начала сходить «Лада Веста», а 15 декабря того же года в Тольятти стартовал серийный кроссовер «Иксрей».