Однажды кому-то из маркетологов пришла в голову идея выпустить ремейк легендарного автомобиля прошлого. Новинка должна быть стилизована под классику и носить то же имя. Идею подхватили и другие производители.

Люди всех национальностей проявляют ностальгию по предметам, явлениям и обычаям прошлого – это можно назвать аксиомой. Так почему бы на ней немного не заработать, дав потребителям нечто, что вернет их в «старое доброе время»? Им это добавит позитивных эмоций и воспоминаний, а производителю – новых клиентов и дополнительных денег.

Первым на ремейк решился Volkswagen. Уверенно стоящий на ногах автогигант мог позволить себе эксперименты. Кроме того, в его истории была отлично подходящая для возрождения модель, настоящая легенда для миллионов – Beetle. В 1994 году концерн представил концепт One, который окрестили новым прочтением «Жука». По большому счету, наследственность была видна только в оформлении передка и «горбатом» профиле, но публике яркий автомобильчик понравился.

В конце 1997-го он пошел в серию под именем New Beetle. Как и оригинал, он выпускался в виде хэтчбека и кабриолета. Технического родства с прародителем не наблюдалось: двигатель у «Жука» конца ХХ века располагался спереди и был не оппозитным, а рядным (или фирменной для «Фольксвагена» конфигурации VR – V-образным с минимальным углом развала цилиндров). Ажиотажного спроса на модель не случилось, однако компания продержала ее на конвейере 14 лет и в 2011-м представила преемника, выполненного в том же стиле. Любопытно, что только у машины второго поколения появились специальные исполнения в ретро-стиле.

Пока автомобиль остается в линейке Volkswagen, но над ним сгустились тучи. По слухам, New Beetle может пасть жертвой экономии. Автогиганту нужно высвобождать средства для выплат по «дизельгейту», и под сокращение могут попасть мелкосерийные имиджевые модели.

В конце 1990-х годов можно вспомнить еще одну реинкарнацию классики. Jaguar решил возродить не только имя из 1960-х, но и стилизовать новый среднеразмерный седан под модель 1963 года. Так появился S-Type с характерной решеткой радиатора и классическим для марки четырехфарным оформлением передка. Как и в случае с «Жуком», больше автомобили ничего не роднило. Jaguar S-Type не оправдал надежд британцев по уровню покупательского интереса, и в 2007-м уступил место преемнику, который не стал наследовать ни дизайн, ни название: бизнес-седан компании стал именоваться XF.

А вот опыт другого бренда из Великобритании обернулся громким успехом. В 2000 году под маркой Mini, принадлежащей концерну BMW, вышел хэтчбек нового поколения. Стилизация под классический Mini оказалась востребована во многих странах мира, включая США. Изначально состоявшее из двух версий, 3-дверного хэтчбека и кабриолета, ныне семейство разрослось и включает в себя экзотические варианты вроде универсала с распашными дверями.

Интересный нюанс: хотя современный Mini и пришел на смену классическому, ведущему свою историю с 1959 года, перерыва в производстве модели не было! С многочисленными модернизациями трехдверка прожила на конвейере больше сорока лет и была отправлена на заслуженный отдых только в 2000-м. Тут же будет уместно вспомнить Jeep Wrangler и Porsche 911. Выпуск этих моделей не прекращался, но их стилистика остается неизменной на протяжении десятилетий, так что их тоже можно считать представителями сегмента «неоретро».

Наметившаяся мода не могла обойти стороной американцев, для которых автомобиль является предметом большего культа, нежели для европейцев. За океаном первой серийной машиной подобного плана стал Plymouth Prowler. Выпуск начался в 1997 году и продолжался до 2002-го, причем в последние два года модель производилась под маркой Chrysler. Двухместный спорткар в стиле хот-род был выпущен суммарным тиражом 11 702 экземпляра. Машина оснащалась атмосферной «шестеркой» объемом 3,5 литра и 4-ступенчатым автоматом.

В 2000 году увидел свет универсал (или хэтчбек?) Chrysler PT Cruiser. Конкретного прототипа, как и в случае с «Проулером», у модели не было, но мотивы американских автомобилей первой половины ХХ века в нем прослеживались четко. В отличие от имиджевого, недешевого и непрактичного родстера, PT Cruiser стоил недорого и не страдал от недостатка пространства для пассажиров и их поклажи. Предлагалось несколько специальных комплектаций, включая весьма оригинальные – с отделкой внешних кузовных панелей деревом или языками пламени на передке. Машина продержалась на конвейере до 2010 года, но прямого наследника в схожем стиле не получила.

Третий член ретро-семьи концерна Chrysler был представлен в 2007 году и на этот раз имел реальный прототип из прошлого. Купе Challenger создавали с оглядкой на одноименную модель 1970 года. Отличная стилизация, мощные двигатели, харизма и гуманная по заокеанским меркам цена сделали свое дело: автомобиль популярен (в 2015 году продано 66 365 экземпляров) и производится по сей день во множестве версий.

Chevrolet повторял путь конкурентов, но с опозданием на несколько лет. Сначала – фантастический пикап-родстер SSR (годы производства – 2003-2006) с моторами V8 объемом 5,3 и 6,0 литра. Затем был практичный универсал HHR (2005-2011 годы) с «четверками» объемом от двух до 2,4 литра. Оба, как и Prowler и PT Cruiser, реальных прототипов в прошлом не имели и были просто стилизацией.

А вот купе Camaro, показанное в качестве прототипа в 2006-м и пошедшее в серию три года спустя, явно отсылало к тезке первого поколения образца 1967 года. Вместе с Dodge Challenger они создали на американском рынке новую нишу маскл-каров в ретро-стиле.

Формально компании Chevrolet и Dodge опередил Ford со своим «Мустангом» пятой генерации, который начал сходить с конвейера еще осенью 2004 года. Но тут есть нюанс. Если GM и Chrysler возродили свои классические модели после долгого перерыва, то Ford просто радикально переработал дизайн при очередной смене поколения. Но важность этого шага сложно переоценить: впервые со времен первого «Мустанга» у «Форда» получился по-настоящему харизматичный маскл-кар.

Кстати, Mustang тоже не был первым опытом марки. В 2000-2005 годах выпускался Ford Thunderbird, нарисованный в стиле модели 1955 года. Успеха не случилось: выпустив около 60 000 автомобилей, Ford завершил этот опыт, одновременно выведя из линейки имя Thunderbird. Возможно, когда-нибудь оно вернется снова.

А вот суперкар GT40 2004-2006 годов выпуска с мотором V8 5.4 мощностью 550 л.с. можно назвать успешным, несмотря на тираж чуть более 4000 машин. В плане дизайна автомобиль оказался практически копией прародителя 1966 года, что и оценили охотники за коллекционными машинами. В следующем году Ford собирается вывести на рынок третье поколение GT40, но судя по прототипу, ретро-стилем в нем и не пахнет.

Еще один пример успешного перерождения – FIAT 500. Крошечный трехдверный хэтчбек представили в 2007 году, аккурат к 50-летию оригинальной одноименной модели. Городской стиляга лидирует в Старом Свете по продажам в своем классе. Итальянцы также предлагают «пятисотый» в виде кабриолета, электромобиля, компактвэна и кроссовера. Фанаты недешевой, но очень выразительной машины находятся даже в нашей стране: FIAT 500 поставляется в Россию официально.

Напоследок – о единственном японской опыте ремейков. С 2006 года и по недавнее время Toyota выпускала внедорожник FJ Cruiser, являющийся отсылкой к модели Land Cruiser FJ40 1960 года. Автомобиль с четырехлитровой «шестеркой» в первые пару лет выпуска неплохо приняли в США и Канаде, но уже на третий год продажи просели вдвое, а после мирового кризиса 2008-2009 годов FJ Cruiser вовсе играл роль мелкосерийной машины.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ