Машина – вещь недешевая. Когда-то ее покупкой крупные вложения и заканчивались. В современных реалиях с приобретением автомобиля они только начинаются…
Сегодня личный автомобиль – это снова не средство передвижения, а роскошь. Как минимум, это касается крупных городов России, таких как Москва и Санкт-Петербург. Едва ли не каждый год правительство выдумывает новые сборы, да и цены на бензин только растут. Неудивительно, что в такой ситуации рядовые граждане стали значительно меньше пользоваться личным транспортом, пополняя армию пользователей транспорта общественного. При этом аналитики аудиторской и консалтинговой компании PwC пришли к выводу, что стоимость владения автомобилями в нашей стране снизилась. Специалисты агентства пришли к такому выводу после анализа нескольких основных показателей в нескольких крупных городах страны с января 2015 по январь 2016 года.
Например, в список причин удешевления содержания машины включены снижение ключевой процентной ставки по кредиту с 17% до 11%, снижение стоимости КАСКО на 20% и сокращение пробега автомобилистов примерно на четверть.
Сотрудники PwC оговариваются, что их расчеты – это усредненные значения. Один покупатель может обойтись без кредита, а второй нет. Пробег тоже величина субъективная: один водитель любит ездить в путешествия, другой предпочитает передвигаться исключительно по городу, третий заводит своего железного коня вообще только по выходным. Сокращение пробега в городах-миллионниках эксперты связывают также с введением платных парковок и желанием сэкономить топливо.
В стоимость владения аналитики также заложили и потери от снижения стоимости нового автомобиля. Если недорогие модели В-класса в первый год теряют примерно 62 тысячи рублей, то при продаже машины гольф-класса покупатель потеряет около 91 тысячи, кроссовер за то же время подешевеет уже на 114 тысяч, а большой внедорожник – на все 248 тысяч рублей.
Если рассматривать более внимательно, то машины B-класса, к которым относят Volkswagen Polo, Lada Granta, Kia Rio, Renault Logan и Hyundai Solaris, подешевеют на 61 700 рублей. Дополнительно владельцам придется тратить до 23,2% стоимости цены новой машины на КАСКО (58,2 тысячи), топливо (39 тысяч), плановое ТО (9,3 тысячи), налоги (три тысячи) и другие расходы (13,5 тысячи).
Более дорогие Skoda Octavia, Kia Ceed, Ford Focus, Nissan Almera или Volkswagen Golf, которые эксперты относят к гольф-классу, потеряют до 90,8 тысяч рублей в год. На КАСКО и ОСАГО придется потратить еще 58,9 тысячи рублей, топливо обойдется в среднем 44 500 рублей, за ТО владелец вынужден будет заплатить 10,2 тысячи, а на налоги и другие расходы необходимо будет отложить 4,1 и 13,7 тысяч соответственно.
Владение компактным кроссовером (например, Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4, Nissan Qashqai, Kia Sportage или Hyundai Ticson) обойдется еще дороже. Потеря в цене за год составит 113,9 тысячи рублей. Затраты на страховку специалисты компании оценили в 73,8 тысяч, на бензин или дизельное топливо водитель потратит 42 500 рублей, плановое ТО и налоги вытянут из кармана 12,9 и 5,7 тысяч рублей соответственно, на прочие расходы аналитики предлагают заложить 16 000 рублей.
Полноразмерный внедорожник ценой от трех миллионов рублей, такой как Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Pajero, Volkswagen Touareg или Ford Explorer, потеряет в цене 248 200 тысяч рублей за год. Да и прочие расходы весьма внушительные: цена КАСКО и ОСАГО равна 149,5 тысячи рублей, на топливо владелец потратит 76,2 тысячи, расходы на ТО составят 14 400 рублей, государству же придется отдать еще порядка 13,5 тысяч рублей. Прочие расходы, в числе которых зимняя мойка и второй комплект колес, составят 20 400 рублей.
В среднем же потеря нового автомобиля в цене за три года составит порядка 30-35% от общей стоимости владения транспортным средством. Тот же показатель для кроссоверов и дорогих внедорожников составит уже 39%. Связано это с увеличением ценников на новые автомобили.
«Наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили Е-класса и полноразмерные внедорожники ценой свыше 3 миллиона рублей — 47 и 46% соответственно. Потеря стоимости увеличилась по всем классам автомобилей по сравнению с 2015 годом, особенно сильно это сказалось на автомобилях В-класса, Е-класса и компактных кроссоверах, увеличение потери стоимости составило от 7 до 12%», — отмечают представители компании.
Еще примерно 20% от стоимости владения нужно закладывать на топливо. Опять же: показатель этот сильно усредненный, ведь компактный автомобиль со скромным двигателем будет потреблять значительно меньше горючего, чем большой тяжелый внедорожник с пятилитровым мотором. С другой стороны, все зависит еще и от пробега каждого транспортного средства.
Исследователи отмечают, что чем дороже машина, тем меньше ее владельцы тратят на бензин и дизтопливо. По данным PwC, для автомобилей B- и С-классов топливо в общей стоимости владения занимают 20% и 17% соответственно. В среднем ценовом сегменте траты на топливо составляют 12-13% от общей стоимости владения. Тот же показатель для машин бизнес-класса и внедорожников, за которые при покупке заплачено свыше трех миллионов рублей, равен 6% и 8%.