Уже несколько лет в России говорят о создании единой мобильной платформы, которая позволит штрафовать нарушителей ПДД по фотографиям, сделанным рядовыми гражданами. Сейчас сделан очередной небольшой шаг к реализации этого проекта.

Государству нужно все больше денег, и в России придумали, как сделать так, чтобы их приносили обычные граждане. Но не путем оплаты налогов, пошлин, сборов и штрафов, а… с удовольствием. Все оказалось просто: нужно дать человеку возможность сделать так, чтобы заплатил в казну другой. И неважно, кто это будет – сосед или абсолютно незнакомый человек.

Идея вылилась в создание мобильных приложений для выявления нарушителей Правил дорожного движения. Активные горожане жалуются на автомобилистов, а те платят штрафы «по фотографиям». В качестве поощрения «народные автоинспекторы» получают небольшие бонусы, которые можно монетизировать. В России уже работают две мобильные платформы – «Помощник Москвы» в столице и «Народный инспектор» в Казани. Однако в планах у властей создать единый сервис.

Соответствующий законопроект Госдума недавно приняла в первом чтении. Пока его можно назвать «рамочным»: конкретные решения и инструменты будут выработаны ко второму-третьему чтениям. Однако общая концепция понятна, и ее стоит обсудить.

Документ предполагает привлечение граждан к надзору за нарушениями пунктов 12.10 – 12.19 КоАП России. Это нарушение правил маневрирования, расположения транспортного средства на проезжей части, встречного разъезда, требований дорожных знаков и разметки, проезда перекрестков и железнодорожных путей, парковки, проезда на красный, а также непредоставление преимущества пешеходам и другим участникам дорожного движения. Короче говоря, в поле зрения мобильного приложения попадут все наиболее популярные виды водительских проступков. За исключением превышения скорости: его должны контролировать специальные приборы.

Чтобы народный контроль заработал, предполагается ввести упрощенный порядок рассмотрения материалов и вынесения постановления. Автоинспекция и сейчас получает немало материалов от активных граждан, снятых на фото и видео. Но даже если на них нарушение видно во всей красе, сразу составить протокол нельзя. Гаишник сначала должен вызвать заявителя, чтобы он подтвердил присланную информацию (а львиная доля сигналов приходит через интернет) в письменной форме. Затем необходимо вызвать собственника автомобиля. А если он скажет, что за рулем в момент нарушения был не он, то и самого водителя. И на все процедуры у инспектора есть всего два месяца. Таков срок давности для привлечения по «штрафной» административной статье.

По новым правилам, как хотят депутаты, будет достаточно фото- и видеоматериалов. Отсмотрев их, сотрудник ДПС сразу же вынесет вердикт. Для этого и нужно создать специальную программу. Ее использование будет гарантировать, что снимки и ролики не являются результатом «фотошопа», а действительно сняты в указанное время в указанном месте. Для этого в приложении будет предусмотрена защита от корректировки записей. Не потребуется и подпись заявителя. Человек изначально будет зарегистрирован в системе. Например, с помощью индивидуальной цифровой подписи или через портал госуслуг. То есть инспектор будет сразу понимать, от кого конкретно поступило заявление.

Предполагается, что на создание мобильного приложения придется потратить 2,7 миллиарда рублей налогоплательщиков, а по времени весь процесс займет три года. И это от того момента, как законопроект подпишет президент, и профильные ведомства начнут обсуждать детали реализации. Пока же никакой конкретики. Очевидно, что программа должна работать на платформах Android и iOS, дабы стать по-настоящему популярной у пользователей.

Раз речь идет о приложении для смартфонов, в основном, очевидно, будут фиксироваться нарушения у стоящих автомобилей. Сложно себе представить, что кто-то будет ходить по улицам с постоянно включенной программой, нацелив объектив камеры на проезжую часть. Возможен и другой путь. У миллионов российских водителей на ветровом стекле висит видеорегистратор. Если снабдить его аналогичным программным обеспечением, записи с него тоже можно будет отсылать в ГИБДД. Пока подобных решений для «видиков» не предлагается, но ведь и законопроект еще не принят. А за отведенные три года индустрия сумеет предложить подходящие варианты. Так что, возможно, нас ждет переворот в сфере автомобильных гаджетов.

Вложенные деньги, понятное дело, хотят отбить «штрафными» поступлениями. И не надо думать, что это займет много времени. Пропаганда быстро научит обывателей, что «стучать» — это хорошо. И потоком польются сигналы о нарушителях. Что досаднее всего, страдать будут все подряд, даже те, чьи нарушения не несут никакой реальной опасности, чисто формальны или того хуже – вынужденные (в силу погодных условий или плохой организации дорожного движения). Да и штрафы в России уже немаленькие. Например, стоянка на газоне для машины, зарегистрированной на частное лицо, обойдется в 5000 рублей. А если она стоит на учете на фирме – несуразные и зачастую неподъемные 300 000 рублей!

Как станут поощрять пользователей «народного контроля», пока тоже неизвестно. Скорее всего, как и сейчас, они будут получать виртуальные баллы, которые можно обменять на билеты в музеи, сувениры, рубли для пополнения парковочного счета или карты «Тройка» для проезда в общественном транспорте и другие мелочи. В том, что штрафов таким способом будет выписываться на миллионы рублей в год, сомневаться не приходится.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ