Во вторник станет известно имя нового руководителя Волжского автозавода. Самое время вспомнить, чем отметился его предыдущий глава за время своего нахождения у руля.
Плохое об итогах двухлетней работы Бу Инге Андерссона на АвтоВАЗе за последнюю неделю стало известно, наверное, даже тем, кто автомобилями не интересуется. Шведскому управленцу припомнили массовые увольнения, жесткую работу с поставщиками и, конечно же, колоссальные убытки предприятия.
Правда, критики забывают, что президенту была поставлена задача по выводу флагмана отечественного автопрома из кризиса и повышению его конкурентоспособности. А добиться этих целей, никого не обидев, нельзя. Кроме того, кризис самого завода плавно перешел в кризис всей российской экономики. Да и запуск новых моделей, без которых, согласитесь, не обойтись, тоже требует отнюдь не символических затрат. Но это все лишь контраргументы на обвинения. Между тем, Андерссон запомнился и однозначно положительными делами.
Чуть ли не первым значимым поступком нового президента на своем посту стал приказ привести в приличный вид… туалеты, раздевалки и столовые на производстве. По мнению бывшего военного, «добиться нужного уровня качества невозможно, пока работники не способны аккуратно справить нужду». В результате уборные и прочие помещения обрели опрятный и современный вид не только в Тольятти, но и на ИжАвто, который отныне носит название Лада Ижевск. Многие сочли этот поступок самодурством, однако автор этих строк, бывавший в Тольятти и до прихода Бу Андерссона, видел собственными глазами весьма плачевное состояние подсобных помещений АвтоВАЗа. И кто будет спорить с тем, что людям необходимо обеспечить приемлемые условия труда и отдыха?
В первые же месяцы работы начал функционировать Центр удовлетворенности потребителей. Его сотрудники принимали звонки по «горячей линии» и сами отслеживали отзывы в соцсетях и интернет-форумах. У АвтоВАЗа впервые появилась эффективная обратная связь с собственными клиентами, благодаря которой машины стали получать действительно нужные улучшения.
Практически сразу Бу Андерссон начал приучать менеджмент, инженеров, проектировщиков и смежников к системе работы «just in time», «точно вовремя». Это должно было касаться всего, начиная от решения мелких вопросов до поставок комплектующих и запуска в серию новых моделей. Швед полагал, что это не только повысит культуру производства внутри компании, но и обеспечит марке «Лада» дополнительное уважение в глазах потребителей.
Вот почему, несмотря на бушующий кризис, дорогие для АвтоВАЗа машины – седан «Веста» и хэтчбек «Иксрей» — встали на конвейер в строго оговоренные сроки. Конечно, не живи мы сейчас в условиях краха экономики, новинки были бы встречены с совсем другим настроением, ведь на них висели бы «немного» другие ценники. Вспомните: весной 2014 года тольяттинцы говорили о 400 тысячах рублей за «Весту» и 430 тысячах за переднеприводный «Иксрей». А получили – 514 и 589 тысяч соответственно. Как говорится, почувствуйте разницу. И виноват в обрушении рубля точно не Андерссон.
Небывалое для АвтоВАЗа количество новинок – очевидный для всех факт. Летом 2014-го завод выкатил на суд журналистов лифтбек из семейства «Гранта» и роботизированную коробку передач, первым носителем которой стал ветеран конвейера – модель «Приора». По большому счету, записывать их в заслуги Андерссона нельзя. Швед встал во главе автогиганта только в январе 2014 года, и описанные выше продукты явно были созданы не за полгода. Однако они стали в некотором роде знаковыми.
Пятидверную версию из самого бюджетного вазовского семейства хвалили за симпатичный дизайн и высокий уровень отделки багажного отсека, в котором раньше на «Ладах» царила небрежность, а подъемная полка была источником постоянных скрипов. Кроме того, на лифтбеке показали ряд доработок, позже перешедших на седаны и на «Калины». Благодаря им ощущение качества выросло еще больше. В частности, это иной электроусилитель руля, другие обивки дверей, дополнительная шумоизоляция. И даже такая мелочь, как черные саморезы в интерьере. Полностью отказаться от них АвтоВАЗ на том этапе не смог, но хотя бы избавил машину от нелепых и бросающихся в глаза серебристых шляпок.
Роботизированная «Приора» удивила не отсутствием педали сцепления («Гранта» с автоматом Jatco дебютировала на два года раньше), а неплохо настроенным поведением коробки. Трансмиссия с одним сцеплением в тольяттинском исполнении выгодно отличалась от импортных аналогов вполне логичным и адекватным алгоритмом работы. Новый агрегат был создан на базе МКПП ВАЗ-2180 с исполнительными механизмами от всемирно известной компании ZF. А учили ездить машины на полигоне Porsche с участием немецких специалистов! Впрочем, практически безоговорочная рыночная победа робота над классическим автоматом объясняется не этим, а его дешевизной. Российская основа еще в момент старта продаж делала коробку вдвое дешевле покупной японской. А уж после входа рубля в пике разница превратилась в пропасть. Именно поэтому «Веста» и «Иксрей» вряд ли могут в обозримом будущем мечтать об АКПП, которую так хотели бы видеть на них многие потенциальные покупатели.
А вот троицу новых «вседорожников» Бу Андерссон может с полным правом записать на свой счет. Можно сказать, что он открыл вазовцам глаза на современный тренд – моду на кроссоверы. В рекордные сроки были разработаны приподнятые версии универсалов «Калина» и «Ларгус» с приставкой «Кросс», а также «городское» исполнение Urban для классической «Нивы». Первые два отличались увеличенным дорожным просветом, обвесом из черного пластика и яркой отделкой салона. Трехдверный внедорожник, напротив, примерил «цивильное»: окрашенные в цвет кузова бамперы, новые литые диски, обзавелся электропакетом и кондиционером. Все три поступили в продажу в декабре 2014-го – первом квартале 2015 года и стали если не бестселлерами, то весьма востребованными моделями. По крайней мере, АвтоВАЗ не единожды рапортовал об увеличении объема выпуска «Лады 4х4 Урбан» и даже недавно сделал аналогичную версию для пятидверного кузова.
О главных новинках – «Весте» и «Иксрее» — сказано уже изрядно. Основная заслуга Бу Андерссона состоит в том, что обе машины были запущены в оговоренные задолго до старта производства сроки. За этим фактом кроется колоссальная работа, и результат в глазах обывателя, пожалуй, никак ее не отражает.
Запланированные на осень универсал «Веста» и на конец года «Иксрей Кросс» будет отправлять на конвейер уже другой человек, и эти автомобили в дальнейшем запишут на его счет.