В начале месяца в Москве заработала противоходная выделенная полоса вокруг Кремля. Она ознаменовала очередной шаг столичных властей в деле глобальной реконструкции системы общественного транспорта.
Столичные власти решили оптимизировать маршруты общественного транспорта. Масштабный проект по изменению существующих, вводу новых и отмене некоторых старых маршрутов в московской администрации назвали «Магистраль». Для автомобилистов это означает появление новых выделенных полос и светофоров, подчас в самых неожиданных местах.
Подготовительные работы проводились в течение последних двух месяцев. В итоге в городе изменениям подвергли 21 маршрут наземного транспорта. В Дептрансе уверены, что смогли устранить основной недостаток автобусов и троллейбусов: если раньше они шли в одну сторону по одним улицам, а возвращались по другим, то теперь эта проблема устранена. В том числе за счет установки 24 дополнительных остановок.
Модернизация проходит в некоторых местах весьма своеобразно. Автор лично наблюдал, как номера двух автобусных маршрутов, уходящих в противоположные стороны от одной станции метро, в один прекрасный день просто поменяли местами. Так что на следующее после «оптимизации» утро кто-то наверняка уехал не в ту сторону.
Некоторые маршруты изменились сильнее. Например, теперь автобус Т31 называется «А» и ходит от Комсомольской площади через Садовое кольцо и Цветной бульвар до Лужников. Троллейбус N1 фактически будет отменен, а заменять его должен дублировавший его N8 с сокращенными интервалами. Ну а троллейбусные маршруты 33, 62 и 84, ходившие по Ленинскому проспекту, объединены в общий М4, конечные станции которого находятся на Озерной улице и у кинотеатра «Ударник». Для ночных маршрутов организован единый пересадочный узел в самом центре Москвы, на Славянской площади.
Многие маршруты просто переименовали. В частности, 17 из них получили индекс «М» в названии, обозначающий, что они двигаются по вылетным магистралям. Другие автобусы и троллейбусы получат статус районных и будут покрашены в единый серый цвет. Власти заверяют, что пассажирам не придется ждать на остановке дольше 10-15 минут. Свое обозначение получат и социальные маршруты, которые станут доставлять пассажиров к больницам, МФЦ и другим объектам. Они будут ходить с интервалом в полчаса и благодаря жизнерадостному розовому окрасу станут заметны издалека.
Но если пассажиры и могут найти в модернизации транспорта какие-то плюсы, то у водителей личных автомобилей поводов для радости точно не будет. Начнем с того, что в столице 8 октября появились сразу шесть новых выделенок общей протяженностью семь километров.
Самым большим сюрпризом стало появление автобусной полосы во встречном направлении на Моховой улице, которая стала односторонней еще в 1993 году. Начинается выделенка на Лубянской площади, далее идет по Театральному проезду, Моховой улице, Боровицкой площади, Большому и Малому Каменному мостам и улице Серафимовича. Планы у властей амбициозны: около 50 автобусов в час с интервалом в три минуты. Правда, я своими глазами видел эти практически пустые автобусы, как и машины с мигалками, свободно объезжающие пробки по выделенной полосе.
Зато автомобилистам теперь при пересечении Моховой улицы и Театрального проезда придется пропускать общественный транспорт, в связи с чем изменится режим работы светофора. А на перекрестке с Воздвиженкой светофор и вовсе установлен впервые. К слову, установленного времени на проезд многочисленным автобусам зачастую не хватает, и на пересечении с Петровкой при интенсивном потоке транспорта общественный транспорт уже не раз становился причиной затора.
«Благодаря новым выделенным полосам автобусы и троллейбусы смогут перевозить на 30-50% больше пассажиров. Встречная выделенка именно на Кремлевском кольце позволит сократить время пассажира в пути до 45 минут в часы пик», — уверен заместитель руководителя ЦОДД Артур Шахбазян.
Несколько новых светофоров появились на Садовом кольце. В двух местах, на Баррикадной и Новослободской, организована сквозная «выделенка», пересекающая кольцо. В первом случае автобусы переезжают с Баррикадной улицы на Большую Никитскую, минуя разворот. Второй отрезок связал Малую Дмитровку с Долгоруковской улицей. По статистике, в сутки по Садовому кольцу проезжает примерно 415 000 автомобилей и мотоциклов. При этом в Департаменте транспорта считают, что дополнительные светофоры не приведут к росту пробок. Более того – там уверены, что нововведение положительно скажется на трафике, так как оно «структурирует и упорядочит движение на кольце».
«Рассматривались различные варианты организации выделенной полосы на данных улицах. По результатам рабочих встреч, аналитиками транспортного моделирования была определена оптимальная схема, позволяющая наиболее эффективно использовать маршруты общественного транспорта при минимальных задержках индивидуального транспорта», — заявили в ведомстве.
В московском правительстве отмечают, что все изменения происходят в рамках масштабной реформы общественного транспорта, которую власти проводят последние несколько лет. Но если в последние два года чиновники сокращали троллейбусные маршруты, заменяя их автобусными, то весной этого года они принялись за более активную фазу модернизации общественного транспорта.
напомним, что в этом году была ликвидирована значительная часть маршруток. Между оставшимися перевозчиками разыграли тендер. Согласно контракту, руководители этих фирм обязаны закупить новый транспорт, соответствующий экологическим нормам «Евро-5» и окрасить его в синий цвет, соответствующий общегородским стандартам. Кроме того, в маршрутном такси отныне обязаны принимать к оплате карты «Тройка», проездные и социальные карты. Изменения прошли не совсем гладко: многие маршрутки до сих пор выходят на рейсы (уже незаконно), а операторы продолжает судиться с властями. Кроме того, жители некоторых районов жалуются на отмену удобных маршруток и переполненный транспорт на оставшихся линиях.