В минувшем году выбор моделей на нашем рынке заметно поредел. Не добрались до России и некоторые из анонсированных новинок. Кого подкосил кризис?

Исход начался сразу с размахом: в марте об уходе с российского рынка объявили Chevrolet и Opel. От первой марки остались только дорогие имиджевые модели, истинно американские внедорожник Tahoe, суперкары Camaro и Corvette. А вот компания из Рюссельсхайма покинула нас в полном составе. И ведь нельзя сказать, что автомобили с крестами и молниями на решетке редиатора прозябали на задворках рынка. Chevrolet некогда был лидером среди иномарок, занимая второе место после «Лады», да и 2014 год закончил на неплохом восьмом месте. Opel всегда выступал хуже, но при этом оставался на границе ТОП-10 то с одной, то с другой ее стороны.

Разумеется, единомоментно дилерские центры не закрылись: нужно было еще распродать оставшиеся машины. Для стимулирования спроса производители объявили о весомых скидках. Автомобили отдавали за минусом 25-40% от официальной цены, то есть практически по докризисной стоимости. В лидеры рынка такая щедрость General Motors не вывела, но и до нуля продажи не упали, что вполне могло случиться, не начнись распродажа. И сейчас у дилеров Chevrolet и Opel есть машины в наличии. Разумеется, уже только в наименее востребованных комплектациях. Более того, в конце лета без лишней помпы в России начали продавать… новую модель от Chevrolet! К нам завезли единственную партию кроссоверов Tracker (перелицованная копия вседорожника Opel Mokka), которую потребовалось реализовать.

По последним сведениям, к General Motors уже поступали предложения продать законсервированный завод под Санкт-Петербургом, однако американцы их не приняли. Рассчитывают вернуться на рынок после кризиса? Очень любопытно, как это будет происходить на фоне колоссального ущерба репутации. В производителе разочаровались и покупатели, которые теперь сталкиваются с отказами дилеров в гарантийном ремонте, и дилеры, требующие с автогиганта компенсации убытков. Найти новых партнеров и клиентов окажется куда сложнее, чем получилось разочаровать уже имевшихся.

В состояние анабиоза впали корейский SsangYong и китайский Great Wall. По сообщениям из разных источников, за весь минувший год дилеры не получали машин с 2015 годом выпуска в ПТС (за исключением единичных экземпляров). Российская сборка внедорожников обеих марок прекращена. Официально ни одна из них об уходе с рынка не объявила, но торговать дилерам стало нечем еще осенью. До кризиса их машины пользовались неплохим спросом в своих сегментах, но с новыми ценниками стали публике неинтересны.

Две компании роднит и еще одна черта: они работали в нашей стране не через собственное представительство, а через российского партнера – Sollers у SsangYong и «Ирито» у Great Wall. Обе фирмы объявили, что восстановление полноценной деятельности в России начнут с создания собственного офиса, который займется поставками и ценообразованием. Надежда корейского бренда – компактный кроссовер Tivoli, который мы ждали еще в 2015-м. Great Wall пока никаких новинок не анонсирует, сконцентрировавшись на развитии премиального суббренда Haval.

А вот японская Honda, напротив, объявила об упразднении российского представительства. Торговать в наступившем году предполагается по следующей схеме: дилеры будут требовать с покупателей 100%-ную предоплату и самостоятельно заказывать машины у производителя. Сроки поставки и цены при таком подходе можете вообразить себе сами. И не стесняйтесь: обе цифры наверняка окажутся такими, что энтузиастов найдутся единицы. Пока же Honda фактически предлагает в России только кроссовер CR-V. Остальные модели распроданы и не поставляются.

К счастью, описанными выше пятью марками список приостановивших продажи на российском рынке пока исчерпывается. Однако в 2016-м объем реализации останется на уровне прошлого года – и это в лучшем случае! Так что не исключено дальнейшее сокращение количества представленных брендов.

Остальные марки ограничились локальными сокращениями линейки. Все они вызваны одной причиной: низкими продажами. Избавлялись, как правило, от нишевых моделей, не пользовавшихся сколь-нибудь заметным спросом.

Альянс Peugeot-Citroen выживает фактически на продажах только двух моделей – седанов Peugeot 408 и Citroen C4 калужской сборки. Несмотря на это, импортируемые машины доступны в полном объеме. Исчезли из прайс-листов только хэтчбеки С4 и DS5.

Другой альянс с участием французов, Renault-Nissan, благодаря родству в АвтоВАЗом можно считать наполовину российским. Тем не менее, и его не обошли стороной сокращения. Марка Renault избавилась от компактвэна Scenic, седанов Laguna и Latitude. Их в нашей стране не собирали, что соответствующим образом сказывалось на ценах. Да и в докризисные времена эти машины соотечественники выбирали редко. Плюс к этому под самый конец года с конвейера московского завода перестали сходить седаны Logan первого поколения: дни этой модели сочтены окончательно. Схожим образом поступил и Nissan: пикапы NP300 и Navara на рынке не блистали, а из локализованных автомобилей нас покинул седан Teana питерской сборки. Последний так и не смог составить достойную конкуренцию «Тойоте Камри».

Ford, также испытывающий не лучшие времена, убрал из российской линейки пикап Ranger, минивэны S-Max и Galaxy, кроссовер Edge. Последние три модели в минувшем году предстали в новых поколениях, но до нас, если и доберутся, то очень не скоро.

Mazda ужалась до двух моделей локальной сборки – «шестерки» и CX-5. «Трешка» присутствует на официальном сайте, но ввозится по индивидуальным заказам. А вот компактвэн Mazda5 и пикап BT-50 нас покинули. Сменили поколения родстер MX-5 и большой вседорожник CX-9, но о планах производителя привезти их ничего не слышно.

На сайте Subaru не найдете упоминания о модели Impreza, а на портале Suzuki – о крохах Swift и Splash.

«Подрезали крылья» и «Фольксвагену». Немецкий концерн отказался от поставок компактвэна Touran и хэтчбека Scirocco. Ими интересовались единицы. Не будет у нас и моделей следующего поколения (такой Touran уже поступил в продажу в Европе, а смена генерации Scirocco не за горами). Основной спрос сейчас приходится на «Фольксвагены» локальной сборки: Polo, Jetta, Tiguan и Touareg.

А вот премиальные марки практически никаких сокращений не проводили. Разве что Audi без объяснения причин убрала с официального сайта упоминания о дизельных версиях почти всех моделей. «Дизельный скандал» тут вряд ли виноват. Скорее всего, спрос не тот.

При благополучном положении на рынке мы могли бы рассчитывать на появление в 2015 году многих свежих моделей, и некоторые из них претендовали бы на заметные места в статистике продаж. К примеру, GM привез бы к нам новые поколения Opel Astra и Chevrolet Cruze, начались бы полноценные поставки Chevrolet Tracker. Мы также рассчитывали на появление посвежевшей Skoda Fabia и сразу нескольких компактных кроссоверов – Honda HR-V, Mazda CX-3 и уже упоминавшегося SsangYong Tivoli.

Большинство же моделей исчезли по условно уважительной причине: старое поколение вывели с рынка «на пенсию», а вот новое на замену присылать не спешат по совсем иной причине – из-за кризиса. К таковым относятся Ford S-Max, Galaxy и Edge, Volkswagen Touran, Mazda MX-5 и CX-9, Nissan Navara.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ