В распоряжении СМИ оказался окончательный вариант поправок в закон об ОСАГО, подготовленный министерством финансов. Автомобилистов ждет очередное изменение всей системы «автогражданки».

Реформа ОСАГО, начавшаяся два года назад, похоже, и не думает прекращаться. Различные ведомства предлагают на рассмотрение свои варианты «оптимизации». Некоторые отвергаются сразу, другие принимаются в работу и в окончательном варианте иногда приобретают сильно измененный вид. Об изменениях в системе обязательного страхования на текущий год мы писали неоднократно: в декабре 2015-го делали прогнозы, в апреле рассказывали о готовящейся замене денежных выплат на направление в сервис, а в мае – о предстоящей корректировке системы коэффициентов.

Теперь в сети появился окончательный вариант поправок в закон, подготовленный Минфином. Сообщается, что он будет обсуждаться с Центробанком (исполняет роль регулятора отрасли) на совещании в пятницу, 16 сентября. Есть большая вероятность, что предложенный пакет будет принят в самое ближайшее время.

Сейчас страховщики вольны устанавливать базовый тариф в рамках отведенного законом коридора – от 3432 до 4118 рублей. К нему применяется единая система повышающих и понижающих коэффициентов. Лимит выплат, предусмотренный законом, от стоимости конкретного полиса не зависит: полмиллиона рублей за вред здоровью и 400 000 рублей за ущерб имуществу. Минфин предлагает ввести три типа страховки. Пакет «эконом» будет предусматривать ныне действующий размер возмещения. В варианте «стандарт» можно будет получить до миллиона рублей по каждому из рисков, а по «премиальному» полису – до двух миллионов. Разумеется, за расширение придется доплатить. Размеры дополнительного взноса еще предстоит обсудить. Страховщики хотят самостоятельно устанавливать его. Пока неясно, согласится на это Центробанк или же решит прописать суммы в законе.

Увеличить защиту можно и сейчас, однако сам закон об ОСАГО ничего об этой практике не говорит. Страховые компании устанавливают лимиты и размеры доплаты самостоятельно, так что набор условий, «уловок» и степень выгодности предложений отличаются.

Вторым новшеством может стать отказ от коэффициента мощности. Сейчас он составляет от 0,6 для двигателей слабее 50 «лошадей» до 1,6 для моторов со 150 силами и более. Его введение обосновывали тем, что мощные автомобили чаще попадают в аварии и, следовательно, несут больше рисков для страховщика.

По информации «Коммерсанта», на одном из последних совещаний в Минфине страховое лобби выступило против исчезновения этого коэффициента. В качестве аргумента были приведены цифры: 6% от общего числа страховых случаев приходятся на ДТП с участием автомобилей мощностью до 50 л.с., средняя выплата по ним составляет 22 тысячи рублей, а 7% убытков случается по автомобилям мощностью свыше 150 л.с. при средней выплате 29,2 тысячи рублей.

Однако отказ от поправки на мощность не означает, что страховка станет дешевле. В качестве компенсации страховые компании получат другой коэффициент. Множитель будет определяться количеством нарушений ПДД страхователем в предыдущем году. Об этом мы уже писали подробно.

Кроме того, могут появиться опционные поправки за агрессивное или аккуратное вождение. Их применение, возможно, оставят на усмотрение страховщика. Также автомобилисты могут схлопотать надбавки (штрафные повышающие коэффициенты) за сообщение заведомо ложных сведений при заключении договора, повлиявших на снижение цены полиса, и за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». Конкретные размеры коэффициентов неизвестны. Их установит Центробанк как ответственный за финансовую часть системы.

Есть в тексте законопроекта и главы, посвященные замене денежной выплаты направлением на ремонт. Минфин предлагает следующий набор условий. Потерпевшей стороне будет предложен выбор сервиса из числа тех, с которыми у страховщика заключены договоры. Компании должны нести ответственность за качество выполненных работ (этому страховщики сопротивляются очень активно), а в акте приема-передачи устанавливается гарантийный срок на работы «не менее двух месяцев». Но что гораздо важнее, при натуральном возмещении износ деталей, подлежащих замене, не учитывается. То есть, доплачивать за установку новых запчастей пострадавшему не придется! Это приближает страховку ОСАГО к системе, принятой в полисах каско, и делает защиту гораздо более надежной. Центробанку необходимо утвердить требования к допущенным к работе по ОСАГО сервисам: месту их расположения, срокам ремонта, условиям гарантии, используемым технологиям и материалам и т.п.

А вот предложение о многолетних полисах ОСАГО из проекта исчезло. Похоже, Российскому союзу автостраховщиков (РСА) по этому пункту удалось отстоять свои позиции. Организация указывала на чрезмерный финансовый риск такого новшества в условиях нестабильного рубля. Из-за скачков курса валют и цен полис, заключенный сроком на два-три года, может оказаться для страховой компании убыточным, или же придется пересчитывать его стоимость в соответствии с изменившимися реалиями, что неудобно.

Как пишет «Коммерсантъ», в Центробанке не рады глобальности законопроекта. По мнению ведомства, было бы проще отдельно провести за осеннюю сессию Госдумы поправки о замене денежной выплаты натуральным возмещением, а не затевать рассмотрение столь обширного документа. Страховщикам инициативы тоже не нравятся, а вот автомобилисты должны быть довольны новшествами. По крайней мере, теми формулировками, что изложены на бумаге.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ