Почти год автомобилисты прожили с изрядно подорожавшим ОСАГО. Этот факт отразился и на уровне продаж полисов и, что отрадно, на размерах страховых выплат.

За последний год с небольшим тарифы по «автогражданке» корректировались дважды – в октябре 2014-го и в апреле 2015-го. Для многих автомобилистов один только этот факт затмил все остальные, сведя на нет все сопутствующие плюсы, которые привнесла в систему ОСАГО реформа.

Действительно, стоимость полисов выросла очень значительно. Например, если в январе-мае 2014 года средний размер страховой премии составлял 3324 рубля, то за те же пять месяцев текущего года – уже 4727 рублей, что означает прибавку более 42%. За тот же период общий объем собранных страховщиками денег вырос на 41%, с 52,59 миллиарда рублей до 74,33 миллиарда. При этом количество заключенных договоров еще и уменьшилось, так что приведенные выше цифры фактически показывают размер подорожания ОСАГО в чистом виде.

Некоторые не преминули отметить, что для российского водителя страховка в родной стране оказалась дороже, чем «Зеленая карта» для Белоруссии, Молдавии и Украины вместе взятых. Для них годовая «автогражданка» по состоянию на начало лета стоила 4690 рублей. При этом никаких корректирующих коэффициентов для нее не применяется – только данные о классе автомобиля, даже без учета мощности последнего.

Внушительная стоимость страховки привела к логичному росту уровня мошенничества в этой сфере. Спустя три месяца после второго этапа подорожания Банк России даже выпустил специальное сообщение, предупреждающее автомобилистов о риске покупки полиса по заведомо заниженным ценам.

«Страховые организации не вправе применять страховые тарифы, не соответствующие требованиям, установленным Банком России. Установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Таким образом, продажа полисов ОСАГО по заниженным ценам изначально свидетельствует о вероятности использования поддельных бланков страховых полисов», — говорилось в сообщении регулятора.

Покупателям советовали проверять страховщика на наличие действующей лицензии на сайте Центробанка, а действительность полиса – на сайте Российского союза автостраховщиков. В РСА, в свою очередь, прибегли к услугам международной компании по предотвращению киберпреступлений. Менее чем за месяц ее работы было заблокировано 37 интернет-сайтов, 39 групп и 57 аккаунтов в социальных сетях, а также удалено более 20 публикаций на форумах и досках объявлений, предлагающих услуги по продаже поддельных полисов ОСАГО.

Впрочем, многие выбирали «кривой» путь сознательно. Кто-то отказывался от покупки страховки вообще, другие же целенаправленно искали возможность купить «левый» бланк, чтобы обезопасить себя хотя бы от штрафа на дороге. Правда, в обоих случаях сохраняется риск оплачивать ущерб пострадавшему в ДТП из своего кармана.

Есть и подтверждающие статистику цифры. В частности, по данным газеты «Самарское обозрение», за январь-сентябрь 2015 года в регионе было заключено 733,9 тысячи договоров ОСАГО, тогда как годом ранее – 786,6 тысячи. Снижение составило 7%, тогда как автопарк региона как минимум не уменьшился. На свой страх и риск ездят, как правило, малообеспеченные автомобилисты. В случае аварии сочувствовать следует не им, а пострадавшей стороне: получить положенную компенсацию с этой категории водителей будет очень трудно. Логично предположить, что и в других регионах наблюдается похожая картина, кроме, пожалуй, самых крупных городов России, где выше уровень зарплат.

Несмотря на уменьшение числа полисов, страховые компании остались в плюсе. За девять месяцев они собрали почти 156 миллиардов рублей, что на 46% больше прошлогоднего показателя. По словам главы РСА Игоря Юргенса, рост сборов достиг своего пика, а рост выплат только набирает обороты. По своим темпам последний действительно отстает: плюс 36% за январь-сентябрь 2015 года и 86 миллиардов рублей в абсолютных цифрах. Эксперты полагают, что проценты сравняются во втором квартале 2016-го.

Средний размер компенсации значительно вырос после введения увеличенных лимитов (до 400 000 рублей по «железу» и до 500 000 рублей по здоровью), единой методики расчетов и общих справочников со стоимостью запчастей и работ. В июле 2014-го пострадавшие получали в среднем по 37,2 тысячи рублей, в марте 2015-го, до второго подорожания полисов, — 45,6 тысячи, в июле – уже по 51,2 тысячи. Уверенный рост продолжился и дальше: 52,2 тысячи рублей в августе, более 61 тысячи в октябре. По состоянию на середину осени размер выплаты по ОСАГО превысил аналогичный показатель по каско, что еще недавно казалось невозможным.

«Наиболее интересными для анализа стали показатели октября, поскольку именно с начала этого месяца в 2014 году был произведен первый этап изменений тарифа ОСАГО при расширении лимита покрытия по вреду имуществу со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Увеличение лимита уже начало сказываться на ситуации в ОСАГО – данные октября это доказывают: рост средней выплаты существенно опережал рост средней премии в этот период. Так, средняя премия ОСАГО составила 6,1 тысячи рублей, увеличившись на 66%, средняя выплата возросла на 77% и превысила 61 тысячу рублей, опередив средний размер возмещения по автокаско», — рассказал глава РСА Игорь Юргенс.

В союзе автостраховщиков отмечают снижение количества жалоб на сроки и размер выплат. По темпам роста последнего показателя отрицательной динамики нет ни в одном регионе. В лидерах – республики Тыва (+167%) и Саха Якутия (+115%), Чеченская (+153%) и Карачаево-Черкесская республики (+112%), Приморский край (+113%). В 21 регионе суммы возмещений выросли более чем на 60%, в 26 регионах (это почти треть от числа всех субъектов РФ) страховые компании стали платить больше на 40-60%, в 31 регионе рост составил 20-40%, а в четырех регионах автовладельцы получали на 20% больше.

С 1 декабря 2015 года выплаты станут еще больше: страховщики обновили данные в каталогах запчастей. Общая стоимость семи тысяч позиций выросла с 125,3 миллиона рублей до 132,8 миллиона. В среднем каждая запчасть подорожала на 5-7%.

Дабы страховщики не увлекались жалобами на убыточность ОСАГО, в ближайшее время будет введено ограничение на частоту изменения базового тарифа и коэффициентов по ОСАГО. Центробанк сможет это делать не чаще одного раза в год. Соответствующий документ сейчас находится на финальной стадии согласования. Предполагаем, что в следующем году нас ждет очередное повышение ставок: обвал рубля сделал стоимость запчастей слишком высокой, и уже к лету (год с момента предыдущего пересмотра минует в апреле) страховые компании наверняка заведут старую песню о «тяжелой жизни» и нехватке средств на выплаты.

Источник: carclub.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ