В этом году Горьковскому автозаводу исполнилось 85 лет. Его история достойна отдельного материала, но мы решили начать с планов нижегородцев на ближайшее будущее.
Производство автомобилей в Нижнем Новгороде запустили в 1932 году. Первой сошедшей с конвейера завода машиной была «полуторка», ГАЗ-АА. Что символично, и сегодня грузовичок аналогичной грузоподъемности является основой благополучия ГАЗа. Возрождать собственное легковое направление нижегородцы в обозримом будущем не собираются. Оно закончилось в 2010 году, когда практически одновременно с конвейера сняли «Волгу» с индексом 31105 и «Сайбер» (перелицованный Chrysler Sebring). Можно сказать, что их окончательно подкосил кризис. Все слухи о грядущем возрождении «Волги» на сегодняшний день не имеют под собой никаких оснований.
Впрочем, есть и другое предположение: дескать, «Волгой» окрестят компактный «каблучок». Это вписывается в концепцию ГАЗа как производителя коммерческой техники. Называют даже исходник – Volkswagen Caddy. Тоже выглядит правдоподобно в свете расширяющегося сотрудничества между Группой ГАЗ и немецким автогигантом (о нем ниже). Но глава российского завода Вадим Сорокин осторожно прокомментировал этот слух, заявив, что автомобиль этого сегмента не является приоритетным. Иными словами, идея, возможно, и обсуждается, но форсировать ее реализацию никто не собирается: есть и более важные проекты. И газовцев понять можно. В классе «полуторок» их позиции очень сильны, а вот среди компактных фургонов придется серьезно биться с «Ладой Ларгус», у которой есть очень сильный козырь – цена. Опустить стоимость Caddy до 500-700 тысяч не сможет никакая локализация. А затевать крупные инвестиции ради небольших продаж никому неинтересно.
«Газели», «Газоны» и «Уралы» перешли на новые кабины семейства Next. «Соболь», облегченную модификацию «Газели», обошли стороной. Это тут же породило слухи, что модель доживает свои дни, и модернизировать ее не станут. Это не так. Современную кабину машина тоже получит, но позже. На ГАЗе объясняют задержку тем, что «Соболь» играет в не самом прибыльном сегменте, из-за чего и оказался на вторых ролях. Сначала нижегородцы укрепятся в более интересных с финансовой точки зрения классах, а уже потом дойдут руки до остальных моделей. Пока же устаревшие семейства «Соболь Бизнес» и «Газель Бизнес» имеют перед «Некстами» как минимум два преимущества: они дешевле и имеют полноприводные версии. Так что клиенты на них находятся, и немало. Что касается «Газели Next» со всеми ведущими колесами, то она обязательно появится, но даже не в 2018 году. Так что желающим приобрести такую машину нужно запастись терпением или обратить внимание на другие модели.
Основное развитие завод связывает, разумеется, с «Газелью». Для нее готовится целый ворох обновок. Пройдут через цикл модернизации двигатели УМЗ. Моторы по-прежнему будут представлены с чисто бензиновой и битопливных версиях (пропан-бутан, метан), но выбор модификаций станет шире. От дизеля Cummins ГАЗ не отказывается, но вместе с ним через год начнут предлагать двухлитровый агрегат на тяжелом топливе концерна Volkswagen. Он известен, в частности, по модели Crafter последнего поколения. Нижегородцы собираются закупать две его версии: с одной турбиной и мощностью 150 л.с. и с двойным наддувом отдачей порядка 180 л.с. Немецкий двигатель легче и экономичнее «Камминса». Кроме того, он изначально соответствует экологическому классу Евро-6, что открывает ему дорогу на экспорт в развитые страны. Для России же дизель Volkswagen, возможно, адаптируют под более низкий экологический класс.
Кроме того, ГАЗ в январе собирается запустить в продажу тяжелую «Газель» полной массой 4,6 тонны (сейчас – 3,5 тонны). Автомобиль займет нишу между обычной «полуторкой» и «Газоном Next», который берет на борт 4,5-5 тонн. Для него-то и нужен мощный 180-сильный дизель. На этой же машине должны появиться дисковые тормоза на всех колесах, а ближе к середине 2018 года – система курсовой стабилизации. Кстати, версия с увеличенной грузоподъемностью появится и у «Газона». Сейчас его полная масса составляет 8,7 тонны, а будет – 10 и 12 тонн.
Самые знаковые изменения грядут по трансмиссионной части. На «Газели» начнут устанавливать 6-ступенчатую механику собственной разработки, рассчитанную на момент до 460 Нм и автоматическую коробку фирмы Punch. «Газонам» адресована 6-скоростная «ручка» (момент – до 600 Нм) и автомат (момент – до 800 Нм). Причем последний не покупной, а наш, российский! Его будут собирать на заводе «Нижегородские моторы». Это означает, что его стоимость должна оказаться очень привлекательной. Маркетологи ГАЗа выяснили, что клиенты заинтересованы в коммерческих машинах с АКПП и готовы за нее доплачивать. Причем им важно, чтобы это был классический автомат, а не робот на базе механики. Сейчас все новые коробки проходят испытания и будут внедряться в серийное производство в течение 2018-2019 годов. Ждем с нетерпением! К слову, коробку-автомат получат и автобусы «Вектор Next» (Павловский завод входит в Группу ГАЗ).
А еще стало известно, что Горьковский автозавод перенес срок начала серийного выпуска полноприводного «Садко Next» с 2019 года на конец 2018-го в связи с полученным большим заказом, а также собирается наладить мелкосерийный выпуск электрических «Газелей».