Практика финансового и иного стимулирования покупки экологически чистых автомобилей применяется по всему миру. Россия пока не созрела для таких мер, но они активно обсуждаются.
Во всем мире в последние несколько лет власти упорно вдалбливают гражданам мысль: нужно заботиться об озоновом слое и отказываться от традиционных автомобилей с «грязным» выхлопом. На смену последним должны прийти экологичные машины с электрическими двигателями, для владельцев которых во многих странах предусмотрен существенный пакет льгот.
Идею перехода на электротранспорт с энтузиазмом восприняли и российские законодатели. Правда, пока что только в виде обещаний и красивых рассказов о том, как будут поощрять покупателей электромобилей. Составлен план развития инфраструктуры до 2025 года. Он разделен на два блока: меры по «стимулированию и потреблению» подобных машин, а также развитие сети зарядных станций. В первый блок включено немало «плюшек» для покупателей экологически чистого транспорта. Например, освобождение от транспортного налога, разрешение ездить по выделенным для общественного транспорта полосам, льготные тарифы на платных дорогах и бесплатная парковка. К слову, льготы на стоянку действуют в Москве уже несколько лет.
Для каждого пункта чиновники придумывают весьма оригинальные обоснования. Например, на «выделенках» электротранспорт предлагается приравнять к такси, а на платных магистралях дружелюбные к озоновому слою автомобили хотят поставить в один ряд со «скорой помощью» и другим спецтранспортом.
Интересно получается и с муниципальными парковками. Власти намерены ввести в ПДД новый знак 5.18.1 – «Место для стоянки индивидуального транспортного средства с электрическим двигателем». Разумеется, ради появления таких машиномест придется в очередной раз потеснить водителей, предпочитающих традиционные моторы под капотом. Санкции предусмотрены те же, что и за парковку на местах для инвалидов – штраф в размере 5 000 рублей.
Второй блок содержит план по развитию сети зарядных станций, описание упрощенного порядка землеотвода для их строительства, а также рекомендации региональным властям, появление каких объектов нужно согласовывать. При этом сами льготы описаны в документе довольно туманно и явно нуждаются в доработке. В частности, проект предписывает «уточнить понятие электросетевой организации». Скорее всего, речь идет о том, что питание зарядок, по сути, является электробытовой услугой, и по закону об электроэнергетике предлагать ее сети не имеют права. Так что потребуется внести изменения в законодательство, однако о каких именно нововведениях идет речь, пока неясно.
К 2018 году государственная организация ПАО «Россети» обещает открыть не менее тысячи зарядных станций, в том числе – на городских парковках, в торговых и офисных центрах. Ну а пока наполеоновские по своему размаху планы остаются на бумаге, владельцам электромобилей приходится искать свободную розетку, так как на всю Москву работает только 60 зарядных станций, а подзаряжать аккумуляторы продвинутой техники приходится едва ли не перед каждой поездкой.
Тем временем, авторы законопроекта уверены: через несколько лет электромобили перестанут быть диковинкой на российских дорогах, и станут вполне обыденным делом. Правда, пока что из всей многомиллионной армии автомобилистов России экологически чистые транспортные средства приобрели только 647 человек, причем треть из них проживает в столице. Кризис отразился и здесь: в первом полугодии на учет встало только 33 машины, тогда как за аналогичный период прошлого года – 46.
Если же брать глобальный рынок, то сегодня по всему миру зарегистрировано всего 1,26 миллионов электрокаров. Больше всего подобный транспорт любят в Норвегии, где покупатели получают действительно внушительный пакет различных льгот. Власти страны даже задумались о том, не сократить ли количество «подарков». В частности, электромобили уже стали мешать на общественному транспорту на автобусных полосах.
Аналитики Wood Mackenzie также прогнозируют, что через двадцать лет не менее 10% проданных автомобилей в США будет электрическим. В России же, где до сих пор ездят на стареньких «жигулях» и неубиваемых «пассатах» третьего поколения, такие показатели пока что кажутся фантастикой. Зато в бюджете достаточно средств для обновления парка общественного транспорта. Документ подразумевает, помимо прочего, установление на правительственном уровне «обязательной доли электромобильной техники» в крупных городах. Примерные объемы вложений становятся понятны, когда узнаешь о планах правительства: не менее половины общественного транспорта к 2020 году должно быть экологически чистым.
Что до простых жителей нашей страны, то сегодня единицы могут позволить себе электромобиль: это роскошь, а не средство передвижения. Да и выбор, мягко говоря, невелик. Частные покупатели официально могут приобрести только одну модель — Mitsubishi i-MiEV, за который придется заплатить 999 000 рублей. За эту сумму потенциальный покупатель получит компактный автомобиль с 67-сильным мотором и литий-ионным аккумулятором емкостью 16 кВт*ч. На одном заряде батарей машина проедет около 150 км, а ее максимальная скорость достигает 130 км/ч.
Неофициально же можно приобрести даже топовую Tesla Model S. Цены, разумеется, кусаются. За базовую версию представительского седана продавцы попросят порядка 7,6 миллиона рублей, самая дорогая модификация оценивается более чем в 12 миллионов.
Эксперты сходятся во мнении: чем скромнее ценник на электромобили в дилерских центрах, чем дешевле такие транспортные средства в обслуживании, тем больше будет их популярность у автомобилистов. Однако пока что экологически чистый транспорт остается только дорогой игрушкой. С другой стороны, лет двадцать назад мобильные телефоны тоже считались привилегией высшего общества.