Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, в который входит АвтоВАЗ, и Hyundai-Kia рассказали, сколько денег и на что они собираются потратить, развивая собственное производство на территории нашей страны.

На российском авторынке в целом преобладают кризисные явления: доходы падают, цены растут. Ассортимент на рынке сокращается. Уходят отдельные модели, на грани исчезновения стоят целые бренды.

Однако, если присмотреться, положительные новости тоже есть. Хотя бы о росте по итогам прошлого года на 12,8%. А еще в России продолжают развиваться сборочные производства. Готов к запуску завод Haval в Тульской области, чуть отстает от него Mercedes-Benz, обосновавшийся в Подмосковье, подыскал площадку и концерн BMW. Из массовых моделей в наступившем году начнут производиться в России потенциально очень сильные кроссоверы Renault Arkana и Skoda Karoq.

Из давно и прочно обосновавшихся в России автогигантов погоду делают Renault-Nissan-Mitsubishi с входящим в его состав АвтоВАЗом и Hyundai-Kia. От обоих в топ-5 рынка, занимая места с первого по четвертое, входят по два бренда: «Лада» и Renault, Hyundai и Kia. Недавно стали известны подробности о специальных инвестиционных контрактах (СПИК), которые они заключили с министерством промышленности и торговли России.

Для начала о том, что такое СПИК. Первые соглашения о промышленной сборке автомобилей в нашей стране подписали в середине 2000-х годов. Это были все крупные игроки рынка: Renault, Nissan, Hyundai, Kia, Toyota, Volkswagen, Skoda, General Motors, альянс PSA. На первом этапе требовалось собирать не меньше 25 000 автомобилей в год при локализации 30%. Эти требования весьма мягкие, особо крупных вложений они не требовали. Взамен автомобильные компании получили ряд льгот и преференций.

В 2012 году Минпромторг объявил второй этап. Тут уже все стало гораздо серьезнее: выпуск 300-350 тысяч машин в год, организация производства двигателей и коробок передач, открытие центров исследований и разработок, уровень локализации – 60%. Соответствовать таким требованиям под силу только гигантам индустрии. Моторные производства запустили в России Ford, Volkswagen и Renault. Во всех случаях это атмосферные бензиновые моторы 1.6 для легковушек и кроссоверов В-класса. А дальше – всё. Плюс обвал рубля вместе с рынком под конец 2014 года.

С 2016 года власти запустили третий этап. Желающие и дальше развиваться в нашей стране должны заключить специальный инвестиционный контракт, пресловутый СПИК. В нем прописываются обязательства сторон на ближайшие несколько лет. В каждом случае они обговариваются индивидуально.

«Мазде», которая собирает во Владивостоке «шестерку» седан, кроссоверы CX-5 и CX-9, никакие 300-350 тысяч машин в год, конечно, не грозят. Даже если экспортировать автомобили российской сборки по всей Европе. Но японцы первыми подписали СПИК, обязуясь построить на Дальнем Востоке моторный завод на 50 000 двигателей ежегодно.

Затем на СПИК вышел Daimler, обаявший российские власти строительством завода полного цикла в Московской области. Цены на «Мерседесы» локальное производство не уменьшит, зато автомобили с трехлучевой звездой будут считаться российскими и пойдут на госзакупки. Правда, непонятно, что с этого получат чиновники. Для высших руководителей сделали «Аурус», а низшие чины сильно ограничили по стоимости и мощности используемых машин.

Наиболее интересны планы лидеров рынка – французско-японского и корейского автогигантов. СПИК Минпромторга с Hyundai-Kia заключен на десять лет. За этот срок инвестиции компании в Россию составят 16 миллиардов рублей. И это только деньги производителей непосредственно автомобилей. Другие подразделения тоже вложатся, доведя сумму примерно до 35 миллиардов рублей. Деятельность Hyundai-Kia принесет российскому бюджету налогов на 244 миллиарда рублей.

Создание «высоколокализованного производства» автомобилей Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, а также их машинокомплектов – это само собой. Но корейцы запустят еще и моторное производство. В 2021 году должна заработать площадка на 150 000 двигателей в год. Это будут атмосферники 1.6, ныне устанавливающиеся на львиную долю «Рио», «Солярисов» и «Крет». Вдобавок к ним обещают локализовать еще и автоматические коробки передач.

Отметим, что за восемь лет питерский завод Hyundai-Kia собрал 1,7 миллиона автомобилей и даже в кризисное время работает на полную мощность.

Поделился подробностями «спика» и АвтоВАЗ. Он выступает от лица всего альянса. Развивать инвестициями будут сразу несколько заводов: вазовские в Тольятти и Ижевске, ниссановский в Санкт-Петербурге, завод «Renault Россия» в Москве (бывший АЗЛК и Автофрамос), а также площадку в Калуге, частью которой владеет Mitsubishi.

Инвестиции АвтоВАЗа за десять лет составят 70 миллиардов рублей. На них увеличат степень локализации и объем экспортных поставок, освоят новые модели и компоненты, будут вести исследования и разработки. Плюсом значится создание 2300 новых рабочих мест. В документе прямо прописана локализация бесступенчатой трансмиссии. Это означает, что агрегат Jatco, уже адаптированный для «Весты» и «Иксрея», будут собирать в России. Он же ставится и на модели Renault. А еще появятся новые двигатели. Один – в газовом исполнении, второй – предположительно, даунсайзинговый турбомотор Renault рабочим объемом 1,3 литра.

Напоследок добавим, что СПИК заключили также Группа ГАЗ, привлекшая в партнеры коммерческое подразделение Volkswagen, и калининградский завод «Автотор».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ