За последние пять лет в столице создано более 200 километров автобусных полос. На них допущен общественный транспорт и такси, но скоро им, вероятно, придется потесниться.

С приходом в столицу мэра Сергея Собянина для автомобилистов начались тяжелые времена. Московский Дептранс и мэрия в целом всеми способами показывают: машины в мегаполисе лишние. На фоне последних инициатив (платных парковок, магистралей и даже въезда в город) выделенные полосы для общественного транспорта, ставшие первым способом «притеснения», уже кажутся безобидными.

Между тем, за последние пять лет в Москве заработало более 200 километров автобусных полос. На сегодняшний день их общая протяженность составляет около 240 километров. В ближайшие несколько лет власти собираются увеличить их протяженность еще на сотню километров. Ими окажутся охвачены все вылетные магистрали, некоторые крупные поперечные артерии и, возможно, Садовое кольцо.

Изначально на выделенные полосы допустили только автобусы, троллейбусы и маршрутные такси, а для всех остальных они были закрыты круглосуточно семь дней в неделю. В конце марта 2012 года власти ввели первую поблажку: автомобилистам разрешили ездить по А-полосам во все выходные дни. Осенью 2013-го было объявлено, что к общественному транспорту приравниваются автомобили официального такси. Впрочем, с ними ситуация получилась неоднозначная. Больше двух лет разрешение для них действовало странным образом: вроде бы можно, но висящие знаки 3.1 «Движение запрещено» (в простонародье – «кирпич») выезд на выделенку формально запрещают. С переменным успехом таксисты оспаривали штрафы, пока, наконец, абсурдные «жестянки» не исчезли с магистралей в конце прошлого года.

Практически с момента запуска первых автобусных полос стали появляться предложения по оптимизации их работы. После разрешения выезжать на них по выходным логичным образом зазвучали призывы открыть их и в ночное время. Дело даже не в том, что в этот период значительно спадает поток машин, – сам общественный транспорт не ходит, и защищать от пробок некого. В качестве контраргумента авторам идеи указали на их же собственный довод: раз на дорогах становится меньше автомобилей, то и в обычном количестве рядов им тесно не будет, так что нечего соваться на зарезервированный для автобусов.

В этом месяце предложение снова оказалось на слуху. Первый зампредседателя комиссии Общественной палаты по безопасности Дмитрий Чугунов направил главе МВД Владимиру Колокольцеву письмо, в котором просит разрешить водителям легковых автомобилей пользоваться полосами для общественного транспорта в ночное время. Мотивация – частые масштабные ремонты дорог, которые приводят к серьезным пробкам даже по ночам. Открывать полосы можно в период с 23.00 до 07.00. Идею поддержал бывший глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров, но есть и противники нововведения.

«Сначала нужно приучить людей к тому, что на обособленную полосу не надо залезать. Когда люди привыкнут, можно будет вводить какие-то послабления. Я много езжу и постоянно вижу, как огромное количество наглых водителей вылезают на обособленные полосы. Нужно еще разобраться, какая у нас собираемость штрафов. Есть обширные категории людей, которые вообще умудряются штрафы не платить. Пока мы не научились это администрировать, вводить послабления нецелесообразно. Тем более сразу начнутся дискуссии – какие часы считать вечерними, какие ночными и т.д.», — полагает председатель общественного совета при Минтрансе, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.

Вероятно, и на этот раз инициатива не будет удовлетворена.

Три года назад в порядке эксперимента по выделенной полосе на проспекте Андропова разрешили передвигаться мотоциклистам. Авторы идеи объясняли, что в отдельном свободном ряду двухколесным участникам движения будет безопаснее. Кроме того, в теории должно было снизиться количество мелких ДТП, когда байкеры передвигаются в узком «междурядье». Перед началом летнего сезона 2014 года власти объявили, что эксперимент признан неудачным, и поблажек мотоциклистам не будет. Они якобы мешают общественному транспорту, которым пользуется гораздо больше людей, чем ездит на мотоциклах.

Пока запрет остается в силе. Более того, в столице начали устанавливать камеры видеофиксации таким образом, чтобы они фотографировали задний номерной знак. Эта мера должна дисциплинировать байкеров. Надо отметить, что в самой мотосреде однозначного мнения о безопасности езды по выделенке нет. Дело в том, что машины зачастую поворачивают направо со второй полосы, не смотря в зеркала. В результате происходят аварии с тяжелыми последствиями, ведь мотоциклист, как правило, едет по свободному правому ряду заметно быстрее основного потока.

В конце июля «Гильдия автошкол России» выступила с предложением пустить на автобусные полосы машины инвалидов. Соответствующие изменения организация считает необходимым внести в ПДД. Допуск инвалидов возможен «в связи с их незначительным количеством и с учетом загруженности транспортных потоков». Проверять правомерность выезда машин со знаком «инвалид» можно с помощью камер видеофиксации нарушений.

«В пробках данная категория людей также нуждается в преференциях, ведь переносить многочасовые переезды людям с ограниченными возможностями здоровья бывает очень не просто. По мнению наших экспертов, необходимо ввести целый комплекс мер, направленных на социализацию инвалидов в городском пространстве, в том числе в автошколах и на дорогах нашей страны», — полагает председатель правления НП «Гильдия автошкол России», директор образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» Сергей Лобарев.

Реакции на это предложение пока не поступало.

Есть и другие идеи. Их объединяет желание популяризовать тот или иной вид транспорта. Так, звучат мнения, что приравнять к общественному транспорту стоит автомобили каршеринга, электромобили или машины с двигателями, работающими на газе. В первом случае цель – за счет дополнительных преференций увеличить количество пользователей сервиса краткосрочной аренды, заставив их отказаться от личных автомобилей. В двух остальных авторы хотят простимулировать развитие экологически чистых моделей. Пока указанные предложения также остаются без реакции властей.

Напоследок – о законодательном противоречии. Согласно действующим ПДД, водителям мопедов предписывается ехать вдоль края проезжей части. Однако выезжать на автобусные полосы те же Правила им запрещают. В результате тихоходные, малозаметные и уязвимые транспортные средства, согласно закону, должны ехать по правой стороне второй полосы, где велик риск, что их не заметит перестраивающийся автомобиль. Эта недоработка должна быть устранена, так как напрямую влияет на безопасность движения.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ