Власти вынашивают очередную идею ужесточения санкций за нарушения на дорогах. Отбирать водительское удостоверение на год предлагают за три административных протокола в течение одного года.

Чиновники с каждым днем придумывают все более изощренные способы ужесточить ПДД для водителей. С очередной инициативой выступило Министерство внутренних дел России. На этот раз предлагается лишать водительского удостоверения за три нарушения Правил дорожного движения. Похожие правила действовали еще в СССР, когда работала балльная система. Разговоры о ее возрождении пару лет назад ходили во властных кругах, но сегодня эта тема благополучно забыта. Но сама идея вернулась в новом формате.

Документ разработали представители ГИБДД, и в ближайшее время он должен быть одобрен правительственной комиссией, после чего отправится на рассмотрение в Госдуму. Согласно отчету, представленному Госавтоинспекцией, около 40% аварий в 2014 году совершено водителями, которые ранее уже привлекались к административной ответственности, причем неоднократно. По мнению представителей ГИБДД, это говорит «о недостаточности существующей государственной системы реагирования на систематические правонарушения в области дорожного движения». В ведомстве предлагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьей 12.38 — «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Предполагается, что по этой статье автомобилистов-рецидивистов можно будет лишать права управления транспортным средством на год.

Предложение уже поддержал первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, однако с комментарием, что лишать водительского удостоверения можно лишь за грубые нарушения ПДД. К примеру, в первоначальный вариант законопроекта, составленный еще осенью прошлого года было включено свыше 20 различных нарушений ПДД, в том числе остановка и стоянка в неположенном месте, несоблюдение требований разметки, превышение скорости от 20 до 40 км/ч и совершение маневров без указателей поворота. После критики документ был доработан.

«Надо четко определить составы административных правонарушений, за которые люди могут лишиться права управления. Это должны быть только грубые нарушения ПДД, которые представляют опасность для всех участников дорожного движения — проезд на красный, значительное превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу. Но нельзя лишать прав за три превышения скорости на 20 км/ч», — пояснил парламентарий.

Кроме того, Вячеслав Лысаков не уверен, что подобный закон станет работать корректно.

«Такие предложения требует серьезной доработки. Все это надо четко прописать по составам, а также способы фиксации. Если такие правонарушения зафиксированы дорожными камерами, то лишать права управления нельзя. Все надо фиксировать только в ручном режиме. Поэтому КПД такой системы будет крайне низким», — заключил депутат.

Эксперты проанализировали первоначальную версию законопроекта и сделали вывод, что нововведение может стать широким полем для деятельности для коррупционеров.

«Четкое определение термина «систематическое совершение административных правонарушений» проектом федерального закона не предусмотрено. Из диспозиции указанной статьи (12.38) с должной ясностью не следует, в течение какого времени лицо должно быть подвергнуто административному наказанию за совершение указанных в ней административных правонарушений, чтобы эти правонарушения являлись систематическими, а также должно ли лицо быть подвергнуто наказанию за три правонарушения по одному и тому же из перечисленных составов или их совокупности. Отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения является коррупциогенным фактором», — считают специалисты Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

А вот информацию о том, какие именно доработки внесены в новую версию законопроекта, представители Госавтоинспекции пока не раскрывают. Как пояснил Вячеслав Лысаков, депутаты в любом случае смогут рассмотреть законопроект не раньше осени.

«Только на рассылку для отзывов нужен месяц. Все это перенесется на осень. Что касается самой инициативы, то я бы на месте МВД постыдился вывешивать это в том виде, в котором они ее изначально опубликовали. Хорошо, что они услышали экспертов и удалили часть составов нарушений. Но это вовсе не значит, что инициатива в таком доработанном виде пройдет в Госдуме», — пояснил чиновник.

Лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин также выступает против введения новых поправок.

«В 1990-х я был среди инициаторов отмены балльной системы. С тех пор мое отношение к этому не изменилось. Раньше этот закон был коррупционным, будет и сейчас. При этом к безопасности инициатива отношения не имеет — у нас и так за некоторые нарушения, в случае их повторности, предусмотрено лишение прав», — полагает представитель общественной организации.

Также он добавляет, что для водителей и так в последнее время принято слишком много новых ограничений и правил, и многие просто не успевают привыкнуть ко всем изменениям.

«Я бы вообще предложил ввести мораторий на изменение законодательства для автомобилистов хотя бы на год. Но и то хорошо, что этот законопроект будет рассматриваться только осенью. Возможно, к этому времени состав Госдумы изменится и инициативу принимать не станут», — заключил Похмелкин.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ