В ноябре в тестовом режиме стационарные камеры фиксации нарушений начнут выявлять автомобилистов, ездящих без полисов ОСАГО. Со временем практику распространят на все регионы страны.
На протяжении нескольких лет обсуждалась возможность выявлять с помощью камер фиксации нарушений те автомобили, которые передвигаются по дорогам без действующего полиса ОСАГО. Изначально планировалось обучить комплексы новому виду нарушений еще с начала 2016 года, но срок несколько раз переносился. Минувшим летом утверждалось, что в тестовом режиме «письма счастья» за езду без страховки начнут рассылать с сентября. Затем запуск сдвинули на октябрь, а теперь – на ноябрь. И, судя по всему, в ноябре старт все же состоится.
«В настоящий момент идет объединение баз для того, чтобы понимать, у кого есть страховка, а у кого — нет. Решение, как и кому будут выписывать штрафы, принимает МВД», — пояснили в столичном ЦОДД.
По имеющейся информации, в пилотном режиме выявлять водителей без ОСАГО станет всего одна камера в Москве. В случае успеха (оговорка чисто формальная: у инициатив по сбору штрафов, как известно, успех 100%-ный) практику распространят на все камеры на территории страны. В какие сроки это произойдет, пока неизвестно. Более-менее уверенно можно говорить о том, что массовая рассылка постановлений начнется в следующем году.
Очевидная сложность в фиксации нарушения заключается в том, что в процесс вовлечены три стороны. Столичный ЦОДД эксплуатирует городские камеры и от них узнает только госномер автомобиля нарушителя. Личность владельца и его адрес, по которому необходимо отправить «письмо счастья», устанавливает уже ГИБДД: база данных находится в ведении автоинспекции. А в случае с ОСАГО сведениями об актуальных полисах обладает Российский союз автостраховщиков (РСА). ЦОДД не может обмениваться с ним данными напрямую, это не предусмотрено законодательством. Да и проверять каждую проехавшую под камерой машину нереально: серверы не рассчитаны на такую нагрузку.
Как пишет «Коммерсантъ», стороны разработали оригинальный алгоритм. В РСА формируют базу, содержащую сведения обо всех действующих полисах и «привязанных» к ним машинах. Она передается в ГИБДД, где добавляют из своего массива данных госномер автомобиля. Далее перечень передается в ЦОДД. Распознав регистрационный знак проехавшей под камерой машины, система будет сверять его с базой. Если номера в ней не окажется, значит, это транспортное средство ездит без страховки.
Разработчики уверяют, что в каждом случае будет проводиться повторная проверка. Это необходимо для исключения ошибок: данные о купленном полисе могут попасть в систему с задержкой. К тому же после покупки нового автомобиля у владельца есть 10 дней на приобретение страховки. Весь этот срок он абсолютно законно имеет право ездить без ОСАГО, и штраф ему выписывать нельзя. Источник издания называет подобный алгоритм одной из самых сложных фиксаций нарушений «с точки зрения IT-реализации» и количества задействованных информационных ресурсов.
По статье 12.37.2 КоАП наказание за езду без ОСАГО предусматривается в размере 800 рублей. Это нарушение входит в число «льготных»: в течение 20 дней с момента вынесения постановления его можно оплатить с 50%-ной скидкой. Страховщики настаивали, чтобы санкция была пересмотрена. Звучало предложение о штрафе в размере 5000 рублей, но законотворцы эту инициативу не поддержали. Также в РСА считали возможным ввести «переходный период», когда вместо постановления автомобилисты получали бы напоминание о необходимости купить страховку. Однако и это не прошло. С точки зрения закона такая поблажка не допускается: раз выявлено нарушение, должно последовать наказание.
Пока неясно, с какой периодичностью будут выписываться штрафы – за каждый проезд под камерой или же не чаще одного раза в день. На правильность второго варианта ранее указывал Верховный суд. Такой же позиции придерживается и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Впрочем, окончательного решения пока нет.
«Даже если такой штраф будет приходить раз в день, этого достаточно, чтобы привести автомобилиста в чувство. Это дорого и неприятно. К тому же может произойти ошибка при вводе данных об автомобиле. Водителю за поездку придет под 50 штрафов, придется идти разбираться в ГИБДД, а потом обжаловать их в суде по месту жительства, если не получится доказать ошибку. Это просто невероятная проблема. Есть люди, которые иногда покупают подделки и не знают об этом. И «письма счастья» приходят не сразу и не всем, и если ты не живешь по месту регистрации и не подписан на госуслуги, то можешь собрать серьезную сумму штрафов», — справедливо указывает на недостатки системы Шкуматов.
Но в том, что фиксировать отсутствие ОСАГО с помощью камер необходимо, сомневаться не приходится. После подорожания страховки за последние годы многие перестали ее покупать. По данным РСА, количество машин на дорогах без полисов достигает четырех-пяти миллионов. Это проблема для всех, и решить ее помогут автоматические комплексы.