АвтоВАЗ, кажется, готов переломить ситуацию и прервать двухлетнюю серию лидерства корейских брендов на российском рынке. Причем фаворитов у волжан сразу двое.

В 2015 году отечественная модель в последний раз оказывалась лидером родного для себя рынка по итогам года. Это была «Лада Гранта». В 2016-м ее сместил с верхней строчки Hyundai Solaris, еще год спустя – его соплатформенник Kia Rio. Казалось, эра доминирования российских автомобилей прошла. Однако новый флагман Волжского завода, подоспевший как нельзя более кстати, оказался (неожиданно для многих!) очень востребованным и быстро полез наверх. В итоге «Веста» в 2018 году выступает на равных с иномарками, а по осени подтянулась и «Гранта». Но обо всем по порядку.

В сентябре спрос на новые машины в России вырос на 6,2%. На фоне предыдущих месяцев немного. Но стоит вспомнить о том, что на рынке наблюдаются негативные тренды, цены растут, а покупательская способность снижается. Так что и это – очень хороший результат. За первый осенний месяц владельцев нашел 157 371 автомобиль. За три квартала дилеры совместными усилиями реализовали 1 297 432 машины, что лучше аналогичного периода прошлого года на 14,9%. В Ассоциации европейского бизнеса оптимистично оценивают ситуацию, но – только до конца текущего года.

«В сентябре рынок продолжил демонстрировать положительную динамику, несмотря на высокую базу прошлого года. В свете текущего состояния рынка и ожидаемого увеличения НДС с января будущего года АЕБ обновил прогноз на год следующим образом: ожидается, что в 2018 продажи легковых и легких коммерческих автомобилей превысят 1,8 миллиона единиц, что означает 13% рост по сравнению с прошлым годом», – полагает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

В тройке лидеров разрывы между брендами таковы, что смены мест еще долго не случится. «Лады» разошлись за январь-сентябрь тиражом 259 129 экземпляров, Kia – 167 490, Hyundai – 131 492. Перешагнуть рубеж в сто тысяч машин получилось еще у одной марки. Renault завершила три квартала с результатом 103 294 автомобиля. Toyota отстает сильно (77 816 автомобилей), однако в сентябре японцы показали фантастический рывок на 48% и оказались в месячном отчете на четвертой строчке. Компания Mitsubishi с прогрессом на 117% с начала года остановилась в шаге от ТОП-10 марок.

Если Mercedes не переломит ситуацию, в премиальном сегменте может случиться маленькая революция. За девять месяцев россияне купили 27 990 «Мерседесов» и 26 157 BMW. Сравните с результатами прошлого года: 27 226 и 21 881 машина соответственно. Баварцы близки к тому, чтобы подвинуть своих заклятых конкурентов. Их прогресс за январь-сентябрь составил 20%, тогда как трехлучевая звезда выросла всего на 3%. Соперников у этих брендов нет. У «Лексуса» скромный плюс на 6% и 17 988 проданных автомобилей. Audi валится вниз (-9%) и сумела привлечь всего 11 447 покупателей.

Среди «китайцев» успешнее всех выступает Lifan. В копилке фирмы – вполне приличные 11 227 машин, хотя по сравнению с 2017-м прогресса нет. Chery расходятся почти втрое хуже (4179 машин) и, кстати, тоже зафиксировали нулевую динамику. Обойдя Geely (1936 машин и +14%), на третье место вышла компания Zotye (2047 машин и +190%). Недавно отчитавшийся о завершении строительства завода под Тулой Haval сумел пристроить 1838 кроссоверов. Это эквивалентно росту на 39%, но все равно непонятно, куда марка собирается девать десятки тысяч автомобилей российской сборки.

Последние месяцы лидером в марочном зачете оказывалась «Лада Веста», и по состоянию на конец лета она шла с Kia Rio ноздря в ноздрю. В сентябре в их спор неожиданно вмешалась «Гранта». Спрос на нее вырос не только за счет обновления как такового, но и благодаря приплюсованным продажам бывших «Калин» (хэтчбек и универсал теперь носят имя «Гранта»). Вот и получилось, что вазовский «бюджетник» взлетел на вершину. В прошлом месяце продано 9936 «Грант», 9053 «Весты» и 7900 Rio.

Абсолютный зачет еще интереснее. На «золотую» позицию вырвалась «Веста» (76 189 автомобилей). Вторым идет Kia Rio (75 071 автомобиль). Третья – «Гранта» (70 186 автомобилей). До конца года еще три месяца, а у нас на звание лидера претендуют три модели. Думаю, было бы справедливо, если бы первой оказалась «Веста»: заслужила.

Пара Hyundai, Solaris и Creta, обосновались на четвертой и пятой позициях. Их сил не хватает, чтобы навязать борьбу тройке лидеров. Volkswagen Polo и «Лада Ларгус» (шестое и седьмое места соответственно), несмотря на возраст, прогрессируют. Причем спрос на универсал с начала года вырос практически в два раза!

Из сентябрьских неожиданностей отметим обвал продаж Renault Logan: седана нет даже в ТОП-25 рынка! Зато в перечень лучших вошел кроссовер Skoda Kodiaq, сильно подешевевший благодаря российской сборке (2239 машин за месяц и 21-е место).

Еще немного, и из списка 25 лучших выпадет Chevrolet Niva (19-е место по итогам девяти месяцев). Что любопытно, классическая «Нива» держится молодцом. Если с начала года «Шнив» купили на полторы тысячи меньше, то «Лад 4х4» – на 3,5 тысячи больше, чем годом ранее. Учитывая смерть проекта Chevrolet Niva-2, судьба внедорожника СП GM-АвтоВАЗ выглядит незавидно.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ