В России краткосрочной арендой автомобилей занимаются частные компании. На Западе же этим бизнесом заинтересовались сами производители машин и активно его развивают.
Мы в России к каршерингу только привыкаем, а в других мегаполисах мира этот сервис успел стать обыденным. Доказано, что он эффективно сокращает количество частных машин на улицах, ведь одним прокатным автомобилем за сутки успевают воспользоваться до десяти человек. Краткосрочная аренда – отличный вариант для тех, кто хочет сам сидеть за рулем, не раздражаясь от неспешности (или, напротив, лихачества) таксистов, и не приемлет толчею общественного транспорта. Иными словами, это один из самых перспективных видов общественного транспорта.
Радужные перспективы логично заинтересовали крупных игроков. А кто может быть крупнее в автомобильном мире самих производителей машин? Сторонние бизнесмены покупают транспортные средства оптом, со всевозможными скидками и льготными схемами, но только самому автоконцерну его собственная продукция «достается» по минимальной цене. Кроме того, у него есть возможность на стадии производства адаптировать машину к работе в системе каршеринга, предусмотрев соответствующее оборудование или, например, пункты в меню штатной мультимедийной системы.
Правда, пока никакой особой доработки автомобили, работающие в фирменном каршеринге автоконцернов, не проходят. И любопытен тот факт, что это направление заинтересовало преимущественно премиальные марки. Уж им-то, кажется, не нужно зарабатывать ни имя, ни популярность, ни дополнительные деньги (весьма небольшие относительно их основного дохода). Тем не менее, показывать заботу об экологии и транспортной ситуации в цивилизованном мире стало обязательным. Посему в неосвоенный сегмент с такой охотой устремились авторитетные бренды.
Audi начала тестировать в Стокгольме сервис Audi unite. Он предполагает пользование одной машиной ограниченным количеством людей (от трех до пяти человек). Объединившись в группу, они заключают контракт на аренду конкретного автомобиля на год или два. Это может быть как простенький хэтчбек А3, так и суперкар R8. Главное – достигнуть соглашения, какая именно модель всех устроит. Можно заключить базовый договор или расширенный. В последний включено все текущее обслуживание, сезонная смена шин и ежемесячная комплексная мойка. Поиск машины и доступ к ней осуществляется традиционным для каршеринга способом – через мобильное приложение. Правда, судя по вводным, особо искать автомобиль будет не нужно: по замыслу создателей, совместное использование будет налажено между соседями по дому, близкими друзьями или родственниками.
Есть у Audi и другой сервис – Audi on demand. Он работает в аэропортах Мюнхена и Сан-Франциско. В США это обычный автопрокат с посуточной тарификацией, а вот в Германии можно взять машину и на час. Например, 60 минут катания на Audi S3 Cabriolet обойдутся в 19 евро.
BMW тоже дает возможность насладиться ездой на премиальных моделях даже тем, кому они не по карману. Сервисов у баварцев сразу два: DriveNow в Европе и ReachNow в США. Вне зависимости от страны в парке прокатных машин есть широкий ассортимент Mini, включая кабриолет, и недешевый экокар BMW i3. В Старом Свете встречаются кабриолеты BMW 2-Series и компактвэны той же второй серии, в США – чистые электромобили.
В Европе сервис действует в Германии, Австрии, Великобритании, Дании, Швеции, Бельгии, Италии и Финляндии. В родной Германии регистрация в сервисе стоит 29 евро, минута аренды – 31-34 евроцента (20,7-22,7 рубля) в зависимости от модели. Есть дополнительные сборы за завершение аренды в определенных местах (например, в аэропортах), но также предусмотрены предоплаченные пакеты минут со скидкой. В остальном управление происходит по стандартному для каршеринга алгоритму – через мобильное приложение. Но сервис ограничивает арендаторов в парковке: оставить машину нужно на одной из специально выделенных стоянок. Счет зарегистрированных по всему миру клиентов приближается к миллиону человек.
Концерн Daimler запустил стартап Croove. По своей сути это именно каршеринг, то есть совместное использование автомобилей. Вот только реализация оригинальна. Немцы предлагают вливаться в программу частным владельцам машин и выставлять их на виртуальной доске объявлений. То есть бизнес строится по схеме «человек – человек», а не «компания – человек». Тарифы указаны посуточные, но можно договориться и на меньший срок. Страховку на период аренды обеспечивает компания Alliance. Увы, в данном случае автомобиль со смартфона не откроешь: придется по-старинке встречаться с владельцем и забирать ключи.
Правила для участников достаточно демократичные. В прокат допускаются машины возрастом до 15 лет, главное требование – исправное техническое состояние. Посему и выбор достаточно велик. Например, в Мюнхене можно взять всего за 28 евро в день универсал BMW 520i в кузове Е39, история производства которого закончилась в 2003 году! Есть и свежий Mercedes GLC за 76 евро, и престарелый S-Class в кузове W220 за 115 евро. Арендатор должен быть старше 21 года.
А на счету компании Volvo один из самых старых каршерингов: проект Sunfleet работает в Швеции с 1998 года и сегодня охватывает более полусотни городов! Брать и оставлять автомобили нужно на специальных парковках, разбросанных по самым востребованным местам. В ближайшее время шведы собираются выйти на международный уровень.
Возможно, вскоре и в России появится каршеринг при поддержке какого-нибудь из автопроизводителей. Например, для марок Peugeot и Citroen это было бы неплохим способом популяризовать свои модели в период сильного падения спроса и заодно – вариант загрузить производство на дополнительные несколько сотен машин. А АвтоВАЗ мог бы своими «Вестами» и «Иксреями» составить конкуренцию заполонившим Москву прокатным «Солярисам».