Систему эвакуации неправильно припаркованных транспортных средств ждут реформы. Комитет Госдумы по конституционному законодательству одобрил поправки, которые предполагают возврат эвакуированного автомобиля до оплаты стоимости перемещения, а также иную схему ценообразования на услуги штрафстоянок. Все это должно значительно упростить возврат машины, припаркованной не по правилам.
Первое чтение законопроект прошло еще летом прошлого года, а теперь парламентариям рекомендовали принять документ и во втором чтении, после чего поправки останется утвердить третьим чтением и правительственным указом. О необходимости принятия единой методики расчета стоимости эвакуации автомобиля правозащитники говорили давно. Отсутствие такой методики приводит к тому, что местные органы власти устанавливают свои правила, говорит автор проекта депутат Вячеслав Лысаков, а четкой нормативно-правовой базы, которая бы определяла как тарифы, так и порядок эвакуации, пока нет.
«В Москве эвакуаторы работают по одним правилам, в других города – по другим. Нужны четкие рамки, тогда все региональные органы власти будут принимать законы, соответствующие федеральным, в соответствии с этой методикой, а не изобретать велосипед», – пояснил парламентарий.
Например, в столице стоимость эвакуации зависит от мощности автомобиля. По мнению Лысакова, критерии должны быть более логичными. Он допустил, что стоимость эвакуации может зависеть от характеристик машины, но они должны быть более объективными.
«Понятно, что поднять однотонную машину легче, чем трехтонную. Но бывает, что маленькая машина мощнее, чем тяжелый грузовик. Если привязывать стоимость к характеристикам, то привязывать нужно к размерам, то есть площади, которая была отнята у всех, а самое логичное – к массе, поскольку от массы зависит расход ГСМ и работа соответствующих механизмов эвакуатора», — предложил Лысаков.
Изначально предполагалось, что установкой и регулированием стоимости эвакуации будет заниматься Федеральная служба по тарифам, но летом она была упразднена, а ее функции отошли к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая и занимается разработкой методик расчета.
«Там есть специалисты, которые такую методику предлагали, и ее нужно будет оперативно после принятия закона отшлифовать. Должны быть заложены конкретные критерии: масса, расстояние, на которое везут эвакуированные машины, работа этих машин», – добавил парламентарий.
Поправки предполагают, что водители смогут оплачивать эвакуацию не до, а после того, как заберут автомобиль со штрафстоянки. Автор проекта фактически предлагает ввести постоплату за эвакуацию, что позволит водителю быстрее забрать машину и упростит процедуру оспаривания нарушения в случаях, когда автовладелец считает эвакуацию неправомерной. Если сегодня нарушителю приходится сначала оплатить штраф и стоимость погрузки, транспортировки и хранения транспортного средства, то после принятия закона он сможет забрать машину сразу.
Парламентарий уверен, что это поможет людям, оказавшимся в затруднительной финансовой ситуации: «Бывает, что сумма доходит 20-25 тыс. рублей. Есть случаи, когда водители приезжают из другого города, и таких денег у человека может не оказаться. И где ему в чужом городе найти эти деньги?».
Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов полагает, что перейти к постоплате эвакуации вполне возможно, поскольку с точки зрения закона эвакуация, то есть задержание транспортного средства, является обеспечительной мерой производства по делу об административном правонарушении.
«Эвакуация применяется для того, чтобы правонарушение не продолжалось. В законе прописано, что за определенные правонарушения задержание ТС проводится до момента устранения причины задержания. То есть если человек бросил машину под запрещающим знаком, ее забирают на штрафстоянку, и правонарушение устранено», — пояснил Смирнов.
Правозащитник уверен, что нарушитель имеет право вернуть автомобиль сразу после получения постановления о наказании за нарушение правил стоянки, однако сейчас КоАП РФ не содержит четкого описания последовательности действий, чем и пользуется столичная служба эвакуации, задерживая машину до оплаты расходов на эвакуацию и хранение.
Предложенные Лысаковым поправки фактически переводят эвакуацию из плоскости гражданско-правовых отношений коммерческой компании и гражданина в рамки существующего административного производства, на которое будут распространяться и оговоренные законом сроки. Предполагается, что водителю будут выписывать сразу два постановления – о штрафе за нарушение правил парковки и о плате за эвакуацию. Депутат напомнил, что у гражданина есть 10 дней на оспаривание решения инспектора и еще 60 дней на уплату штрафа, и предложил применить такую же схему к оплате эвакуации и хранения.
«Человек получает обратно машину и может обжаловать решение о нарушении. Если не оспаривает или решение суда принимается не в его пользу, то оплачивает стоимость эвакуации. Компания может обратиться в судебные органы, решить в судебном порядке. Но всегда должна быть возможность обжаловать эвакуацию, потому что количество ошибочных эвакуаций очень большое, а людей заставляют проходить семь кругов ада, чтобы вернуть деньги», — добавил парламентарий.
Ранее Вячеслав Лысаков предлагал вернуться к теме использования блокираторов на колеса автомобиля, как к более простой и быстрой альтернативе эвакуации, однако власти такой метод не поддержали. Источник Autonews.ru в ЦОДД называл эту идею абсурдной, поскольку машина с блокиратором останется на запрещенном месте и будет по-прежнему мешать движению.
«Старый опыт использования блокираторов говорит о том, что машины с ними могут стоять неделями, пока автовладельцы будут искать способы снять ловушку самостоятельно. С эвакуацией вариантов нет – машину нужно забрать как можно скорее», — пояснил представитель ЦОДД.