Уже полтора года мы живем с обвалившейся национальной валютой. Цены в автосалонах взлетели вслед за курсом доллара и евро, но память о прежних временах «доступных» автомобилей еще жива.
Исследователи агентства «Автостат» подсчитали, на сколько именно выросла стоимость машин в прошлом году. Вполне ожидаемо самая большая прибавка пришлась на долю «настоящих» иномарок, импортируемых с зарубежных заводов. За них стали просить на 54% больше, а средневзвешенная цена достигла 2,4 миллиона рублей. Локализованные в России модели прибавили всего 10%, добравшись до отметки в миллион рублей. С такими цифрами жить можно! Легковушки исконно отечественных марок остаются самыми доступными на рынке и стоят в среднем чуть больше полумиллиона. Но вот парадокс: подорожали они сильнее, чем иномарки местной сборки, хотя процент российских комплектующих (в теории) у них должен быть больше. Прибавка составила 17%, что для низшего сегмента рынка весьма ощутимо.
Аналитики рассмотрели и отдельные марки автомобилей. 39 компаний, продавших в 2015 году более тысячи машин, разделили на три условные группы по средневзвешенной цене: доступные, массовые и премиальные модели. В первую категорию вошли бренды со стоимостью менее 800 тысяч рублей. Наряду с российскими и китайскими (кроме Great Wall) сюда попали Datsun, Daewoo, Chevrolet и Renault. Любопытно, что «Лады» перестали быть самыми дешевыми, уступив честь открывать рейтинг «Датсуну» (452,7 тысячи рублей против 481,9). Замыкает группу УАЗ с показателем 791,5 тысячи рублей.
Сегмент массовых машин, как и полагается, самый многочисленный: 18 марок. Ближе всего к покупателям – корейские Hyundai и Kia с результатами 842,5 и 893,0 тысячи рублей соответственно. Даже китайские внедорожники Great Wall в среднем выходят дороже! Ну а на противоположном конце расположились японцы. Honda (1715,1 тысячи рублей) и Subaru (1751,8 тысячи рублей), не имея сборочных площадок в России, вынуждены были сильно взвинтить цены, что сразу же сказалось на объемах продаж. У «Тойоты» (2035,5 тысячи рублей), несмотря на всего одну модель локального производства, таких проблем со сбытом нет, а столь высокий показатель обеспечило обширное предложение по внедорожникам.
Самые доступные в премиуме – немецкие Audi (2578,9 тысячи рублей). До отметки в три миллиона уложились также Volvo и Infiniti. BMW в среднем покупают за 3352,5 тысячи рублей, Mercedes – за 4601,1 тысячи. Но самыми роскошными на нашем рынке следует признать марки Land Rover и Porsche. Показатель британцев перевалил за пять миллионов, а за немецкие спортивные модели покупатели отдают по 6,3 миллиона.
Если начать глубокий анализ истории повышения цен с неправильной модели, то можно получить инфаркт. К примеру, на прошлой неделе Subaru объявила российскую цену седана WRX STI: четыре миллиона рублей! Подорожание по сравнению с докризисными временами составило почти 100%. По счастью, это все-таки исключение из правил. Такую стоимость даже в нынешние времена стоит признать слегка неадекватной. Мы понимаем, что WRX STI – это 300 сил под капотом, легендарный полный привод и достаточно неплохая комплектация со спортивными креслами, тормозами Brembo, светодиодными фарами, навигацией и музыкой Harman/Kardon. Но все же машина относится к гольф-классу, а уровень отделки и качество материалов от Subaru на звание выдающихся никак не тянут. Между тем, за четыре миллиона можно купить BMW M3 (мощнее Subaru на 131 л.с.), полтора BMW M235i (мощнее Subaru на 26 л.с.), столько же Mercedes-AMG A45 (мощнее на 81 л.с.) или даже новейший Porsche 718 Boxster. У последнего тоже 300 сил, но зато с пресловутых четырех миллионов останется неплохая сдача почти в 550 тысяч рублей. К слову, за те 1,6-1,8 миллиона, что стоил до кризиса «просто» WRX, теперь продается скромный кроссовер Subaru XV с двухлитровым атмосферником и вариатором.
Спустимся с небес на землю и посмотрим на бестселлер рынка – «Ладу Гранта». Ровно два года назад тольяттинцы объявили цены на только выходящий на рынок лифтбек. Базовая версия с восьмиклапанным мотором предлагалась за 314 000 рублей, а щедро оснащенная машина с автоматом – за 477 500 рублей. Сегодня стоимость стартует с отметки 404 200 рублей (+28,7%), а люксовые исполнения с роботом стоят не меньше 523 200 рублей (+9,6%). Однако не будем забывать, что вазовская АМТ заметно дешевле японской АКПП Jatco. Если гипотетически представить себе лифтбек в топовой комплектации с такой коробкой, то его стоимость была бы тысяч на 25-30 выше, а это уже рост на 15%.
В июле 2014-го Datsun огласил цены на седан on-DO – от 329 до 400 тысяч рублей. Сейчас за перелицованную «Гранту» просят 406-522 тысячи, что больше изначальной стоимости на 23,4-30,5%.
В апреле того же года СП GM-АвтоВАЗ объявило новые цены на внедорожник Chevrolet Niva: 469 тысяч рублей за базовую комплектацию L, 567 тысяч – за топовую GLC. Сегодня за право обладать полноприводником в аналогичных версиях нужно раскошелиться на 555 и 658 тысяч соответственно. Как можно заметить, в обоих случаях подорожание за два года составило без малого сто тысяч рублей.
Renault Duster вступил в 2014 год с повышением цен на 9-12 тысяч рублей. Тогда за базовую версию дилеры просили 488 тысяч рублей, а кроссовер с двухлитровым мотором, полным приводом и автоматом отдавали за 675 тысяч. Кризис безжалостно внес коррективы: 629 и 916 тысяч соответственно, что означает рост на 28,9% и 35,7%.
Ровно два года назад второе поколение Renault Logan только вышло на наш рынок по цене от 355 тысяч рублей за начальный уровень оснащения и от 515 тысяч за щедрый Luxe Privilege. Сегодня эти же комплектации обойдутся в 469 (+32,1%) и 650 тысяч (+26,2%) соответственно.
Летом 2014-го в продаже появился рестайлинговый Hyundai Solaris, стоящий 473 900 рублей в самой скромной модификации и 574 900 – в комплектации Elegance. Реалии сегодняшнего дня – 569 900 и 707 400 рублей соответственно. Рост составил 20,3% и 23%.
А вот примеры из сегментов подороже. Новую Camry японцы показали на ММАС-2014 и начали продавать уже осенью. Можно сказать, что на тот момент цены, от 998 до 1519 тысяч рублей, уже были скорректированы с учетом первой волны кризиса. Однако сейчас горячо любимый в России седан отдают за 1364-1960 тысячи (+36,7% для «базы» и +29% для «топа»).
Mercedes CLA стоил два года назад как минимум 1 370 000 рублей, а ныне за ту же самую машину дилеры просят 2 020 000 (+47,4%). «Двушка» BMW с шильдиком 220i летом 2014-го стоила 1,4 миллиона рублей, а в заряженном варианте M235i – 1,95 миллиона. Кризис превратил эти цифры в 1,94 (+38,6%) и 2,57 миллиона (+31,8%) соответственно.