В России прошел очередной этап реформы ОСАГО. Президент подписал указ о замене при страховом возмещении денежной выплаты направлением на ремонт пострадавшей машины.

Согласно принятым в закон об ОСАГО поправкам, клиент сможет получить выплату по прежней схеме только в нескольких случаях, четко оговоренных в документе. Это возможно, если водитель погиб в аварии или получил тяжелые травмы, стоимость ремонта превышает лимит выплат или транспортное средство не подлежит восстановлению, а также в случае, когда клиент договорился со страховой компанией об исключении. Также на денежные выплаты могут рассчитывать инвалиды.

С одной стороны, сама идея кажется правильной, ведь основная идея ОСАГО как раз заключается в восстановлении пострадавшего в аварии автомобиля. А сегодня владелец немолодой машины, скорее всего, получит недостаточно денег для ремонта, ведь при расчете премии учитывается износ деталей, и эта норма прописана в законодательстве. Согласно реформе, автовладельцу не нужно будет доплачивать: ремонт должен производиться ст использованием только новых запчастей.

С другой стороны, получается странно: страховщики постоянно жалуются на убыточность автогражданки и при этом сами выходят с предложением, которое может еще больше увеличить финансовую нагрузку. Но тут объяснение найти можно. Дело в том, что за последние несколько лет значительно увеличилось число юристов, предлагающих пострадавшим в ДТП услуги по «выбиванию» из страховщиков выплат. Причем размер этих компенсаций обычно значительно превышает сумму, которую автовладелец получил изначально.

При этом в страховых компаниях уверены, что это не полезные помощники, а самые настоящие криминальные автоюристы. Посредники заключают с автомобилистом договор цессии, то есть за определенное вознаграждение перекупают право требования страхового возмещения. После этого они «раздувают» размер возмещения в несколько раз. И получается, что вместо 100 тысяч рублей такие посредники получают 200-300 тысяч так называемых «нестраховых выплат». Страховщики оценивают ущерб от действий таких юристов в 26 миллиардов рублей, которые им пришлось выплатить по суду.

Для борьбы с автоюристами страховые компании начали сокращать свое присутствие в определенных регионах, что привело к проблемам с доступностью полисов и урегулированием убытков, а также массовым жалобам. К слову, о выплате не заниженной, а разумной компенсации с первого раза речь так и не шла. Зато страховщики предложили заменить денежную выплату натуральным возмещением. В РСА уверены, что нововведение позволит улучшить ситуацию на рынке ОСАГО.

«Версия закона, принятая Госдумой в третьем чтении и одобренная Советом Федерации, получилась не в той редакции, за которую изначально выступало страховое сообщество. В ходе рассмотрения в Госдуме в документе появились жесткие требования (по срокам ремонта, гарантии на ремонт, использованию новых запчастей), существенно ограничивающие количество станций, которые будут использованы страховщиками для организации ремонта. Закон получился реальным лишь для крупных городов, для городов-миллионников», — считает Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков.

Принуждать автовладельца пойти в тот или иной сервис никто не будет. Водитель сам сможет выбрать станцию обслуживания из списка, предложенного страховщиком. Причем к самим техцентрам будут предъявляться довольно жесткие требования. Сервис должен располагаться не дальше, чем в 50 километрах от места аварии или места жительства пострадавшего, а для транспортных средств младше двух лет страховщики обязаны обеспечить восстановление у официального дилера. Кстати, ответственность за транспортировку пострадавшей машины, если она не в состоянии доехать до места ремонта самостоятельно, возлагается на страховые компании.

Однако в регионах дилеры, как правило, располагаются в областных центрах. Так что если автомобиль эксплуатируется в глубине области, то натуральное возмещение ущерба ему не светит. Да и сервисы, подходящие по параметрам, где можно сделать качественный ремонт, тоже можно найти не в каждом городе. Так что не меньше трети клиентов останется без возможности отремонтировать машину. И мы подозреваем, что в ближайшее время страховщиков ожидает вал жалоб от недовольных автолюбителей.

Сроки ремонта не должны превышать 30 рабочих дней, а использовать сотрудники станции могут только новые детали, если сам владелец не согласится на иное. Доплачивать разницу между новыми и изношенными компонентами страхователь не должен. Правда, именно здесь могут крыться основные проблемы. Ведь требуемой детали элементарно может не быть на складе СТО, и придется ее заказывать, что занимает время. К слову, ответственность за срыв сроков возложили на сервисы.

Все это не смущает руководителей техцентров, которые стремятся заключить со страховыми компаниями договоры. Ведь ремонт по ОСАГО обеспечит работой и постоянным притоком клиентов. Вот только такое рвение может сыграть со многими СТО злую шутку, ведь отвечать за качество работ также придется сотрудникам сервисов.

В силу поправки вступят через 30 дней после опубликования. Значит, первая статистика и отзывы о нововведении появятся к концу лета. Предполагаем, что в крупных городах предложенная схема окажется жизнеспособной и понравится большинству пострадавших в авариях. А вот в регионах появятся большие проблемы, и решить их будет крайне трудно.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ