За четыре десятка лет «Нива» модернизировалась меньше, чем можно было предполагать. Несмотря на этот факт, спрос на модель сохраняется и в России, и за рубежом.
Статью об истории создания тольяттинского внедорожника мы завершили на 5 апреля 1977 года, дате схода с конвейера первого товарного экземпляра ВАЗ-2121 «Нива». Дабы лучше понять значимость советского внедорожника для мирового автопрома, обозначим «систему координат» того времени.
Успевший стать легендой британский Range Rover Classic выпускается уже семь лет, с 1970 года. Но это не просто комфортабельный, а полноценно люксовый «проходимец» — дорогой автомобиль не для всех. В США массово производится Jeep Wagoneer/Grand Wagoneer. Эта пятидверка в Старом Свете (и уж тем более в СССР!) абсолютно неизвестна. К тому же «Джип» тоже не ровня нашей «Ниве». По современной классификации он бы стоял класса на два выше со всеми вытекающими последствиями для ценника.
Другая легенда-долгожитель, немецкий «Гелендеваген» встанет на конвейер только два года спустя, в 1979 году. Но он разрабатывался как армейский вездеход, то есть поставленная перед его создателями задача принципиально отличалась от вазовской. К тому же по-настоящему комфортабельным и «гражданским» G-Class стал намного позже. И снова не будем забывать о стоимости автомобиля.
Для полноты картины добавим, что постоянный полный привод в легковом сегменте начал распространяться только с 1980 года, когда в свет вышла легендарная Audi Quattro (тоже, к слову, премиальная модель). Выходит, в низшем ценовом сегменте «Нива», как и сегодня, 40 лет назад была уникальным предложением.
В продажу внедорожник поступил по цене 9000 рублей, а в середине 1979 года прибавил до 10 300 рублей. Несмотря на широкую унификацию с седаном ВАЗ-2106, «Нива» оказалась по стоимости ближе к престижной «Волге», нежели к массовым «Жигулям». Добавим сюда тесный салон и маленький багажник, с которыми было трудно представить себе семейно-дачный автомобиль на все случаи жизни, и немаленький бензиновый аппетит. Вырисовывается не слишком подходящий рядовому советскому человеку вариант. Те же, кому действительно нужны все способности полного привода, — жители села – не могли позволить себе тольяттинскую новинку.
Но даже при таких вводных машина оказывается в Союзе в дефиците. Причина – высокий спрос за рубежом. В первые годы выпуска на экспорт уходило до 80% «Нив», и оставшихся 20% советским гражданам оказывалось мало. Успех пришел к автомобилю не только в Европе. Вот что вспоминал о продажах своего детища Петр Прусов.
«Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! «Нива» успешно продавалась более чем в ста странах мира. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал», — рассказывал главный конструктор внедорожника.
Сейчас степень фанатизма уже не та, но преданные поклонники у вазовского внедорожника в европейских странах есть до сих пор. Что и подтверждает лидерство этой модели среди всех «Лад», поставляемых за рубеж. Согласно статистике, собранной самим АвтоВАЗом, за 40 лет выпущено 2,5 миллиона «Нив», 530 тысяч из которых (более 20%) экспортировано. Это лучший показатель среди всех вазовских моделей.
Львиная доля автомобилей выпускалась с «шестым» двигателем объемом 1,6 литра и мощностью 80 л.с. Мелкими партиями производились версии с мотором 1.3 (преимущественно для экспорта в страны с повышенными налогами), существовали праворульные исполнения для Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Последние попали даже в Японию! Официально, кроме «Нивы», в Стране Восходящего Солнца не продавалась ни одна советская модель.
Практически в неизменном виде, без изменений во внешности и серьезных вмешательств в агрегаты, ВАЗ-2121 прожил чуть ли не до своего «совершеннолетия». Первый рестайлинг случился в 1993 году. Автомобиль получил двигатель 1,7, также карбюраторный, который выдавал 83 л.с., и пятиступенчатую коробку передач. Система полного привода изменений не претерпела. Стал современнее салон, примеривший переднюю панель «по мотивам» семейства «Самара», иные кресла и обшивки. Снаружи изменилась только задняя часть кузова. Фонари встали вертикально, а створка багажника для облегчения погрузки опустилась до бампера. Переход на впрыск топлива случился только в 2000-х годах, и это стало единственным «потрясением» для модели еще на 16 лет.
В 2006 году машине пришлось распрощаться с привычным именем. Права на «Ниву» перешли к СП GM-АвтоВАЗ, которое наладило выпуск «Шевроле Нивы». Вазовцам пришлось переименовать автомобиль в «Ладу 4х4». Под этим именем он выпускается и сегодня, хотя неофициально все продолжают называть его по-старинке.
Ну а в 2009 году стартовал новый этап модернизации внедорожника, не законченный до сих пор. За несколько лет конструкцию заслуженного ветерана основательно перетряхнули. Увы, метаморфозы не затронули главного – чахлого по нынешним временам двигателя, которого не хватает ни на трассе, ни на бездорожье. Зато «Нива» стала послушнее и комфортнее на ходу благодаря изменениям в ходовой части, тише – благодаря доработкам трансмиссии, безопаснее – благодаря внедрению ABS и системы распределения тормозных усилий. Cтали лучше тормоза и работа сцепления. За последние годы появились ходовые огни, более удобные сиденья, комбинация приборов с ЖК-дисплеями, легкосплавные диски, электроприводы стеклоподъемников и зеркал, обогрев сидений и даже кондиционер. А еще – модификация Urban в стильном городском оформлении.
Своей очереди ждут рестайлинговые задние фонари, полностью новый интерьер и – мы все еще надеемся – новый двигатель. История не заканчивается, и в случае с «Нивой» 40 лет еще не возраст.