Чаще всего, когда я думаю про «performance car»*, то представляю что-то вроде Dodge Challenger Hellcat: громкий, быстрый, прожорливый хулиган на колесах. Для других это понятие может быть диаметрально противоположным: им видится то, что жертвует динамикой в угоду экономичности. Toyota Prius всегда занимал прочную позицию во втором лагере. Долгие годы владельцы Prius вынуждены были жертвовать стилем, динамикой, управляемостью и, что уж скрывать, чувством собственного достоинства ради экономичности. Новый Toyota Prius надеется изменить сложившуюся ситуацию, став еще экономичнее, чем прежде, а также за счет более стильной внешности и динамики, которая способна вызвать улыбку даже у заядлых любителей спортивных автомобилей. В конце концов, почему нельзя получить все и сразу?
* — Performance car можно перевести как высокопроизводительный или высокоэффективный автомобиль.
Наибольшие изменения в 2016 году произошли с кузовом Prius. Использование новой платформы на основе архитектуры Toyota New Global Architecture (TNGA) позволило сделать Prius ниже, длиннее и экономичнее, а также улучшить его аэродинамику в сравнении с моделью, на смену которой он идет. Несмотря на то, что напоминающий по форме каплю силуэт третьего поколения модели не претерпел особых изменений, четвертое поколение было разработано с использованием нового языка дизайна Toyota «Ingenious Beauty» (Своеобразная красота). И если слово «красивый» я бы для описания внешности нового Prius использовать не стал, в его решительных линиях и ребрах есть что-то неуловимо привлекательное (помимо этого, они необходимы для улучшения аэродинамических характеристик более угловатого Prius 2016). Работа над аэродинамикой, включающая в себя, в числе прочего, смещение крыши вперед почти на 18 см в сравнении с предшественником, створки на решетке радиатора и новые панели на днище, повышают аэродинамический коэффициент до 0,24.
Значительно доработанная система Hybrid Synergy Drive дополняет улучшенную аэродинамическую эффективность. Ее основа — модифицированная версия 1,8-литрового рядного четырехцилиндрового двигателя Prius. Более легкий и термически эффективный, этот 2ZR-FXE развивает мощность 95 л.с. и 142 Нм крутящего момента. Как и прежде, он работает в компании двух электрических моторов: Motor Generator 1 (MG1) отвечает за пуск бензинового двигателя и подзаряд батареи, а основной электромотор Main Electric Motor (MG2) выдает 71 л.с. и 162 Нм и отвечает за движение Prius как в самостоятельном режиме, так и в режиме помощи основному бензиновому двигателю в ситуациях, требующих дополнительной мощности. Итоговая мощность системы — 121 л.с., что на 13 л.с. меньше, чем у предыдущего поколения Prius, хотя в Toyota списывают это снижение на методику расчета мощности, используемую японскими инженерами. Передача крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания и электрических моторов к колесам по-прежнему происходит посредством бесступенчатой трансмиссии.
Последняя часть головоломки — это батареи. Впервые в истории модели покупателям предоставят возможность выбирать между двумя типами батарей: никель-металлогидридными, которые можно смело назвать пережитком прошлого, и новыми для североамериканского рынка литий-ионными. Никель-металлогидридные доступны только на базовой комплектации Two, тогда как остальные пять моделей линейки пользуются преимуществом повышенной энергоемкости и сниженной массы литий-ионных батарей. В новом Prius батареи передвинули из нижней части багажного отсека под заднее пассажирское сиденье. Такая передислокация позволила Toyota заменить торсионную балку, применявшуюся в подвеске предыдущих моделей, на более спортивную версию подвески на двойных рычагах, а также увеличить объем багажника.
Несложно догадаться, что основной целью снова оказалось повышение экономичности. По оценкам Toyota, большинство моделей Prius 2016 модельного года будут расходовать 4,3/ 4,7/ 4,5 литра на 100 км пробега по городу/ трассе/ в смешанном цикле, что ниже показателей модели 2015 года с ее 4,6/ 4,9/ 4,7 литра почти на 5%. При этом есть еще более скупой Prius — версия Prius Two Eco. Эта модель — эксперт в вопросе экономичности. Автомобиль получил взамен прежних никель-металлгидридных батарей легкие и энергоемкие литий-ионные, избавился от запасного колеса , тяжелых сидений с электроприводом, заднего стеклоочистителя, заимел более термически эффективное лобовое стекло с желтым напылением и покрышки с низким сопротивлением качению. В результате подобных манипуляций машина стала легче на 18 кг, чем ближайшая по комплектации версия Prius, а ее расход должен быть на уровне 4,0/ 4,4/ 4,2 литра на 100 км, что на 12% меньше, чем у самого экономичного предшественника.
Добиться такой неправдоподобной экономичности оказалось гораздо проще, чем я мог предположить, нарезая круги по тестовой трассе на новом Prius. Имея возможность опробовать каждую модель из линейки нового Prius на базе калифорнийского тестового полигона, я решил начать с версии Prius Eco Two и смешанного (город — трасса) маршрута от Dana Point до бывшей авиационной базы морской пехоты El Toro, где происходит съемка заездов по дрэг-рэйсингу в рамках нашего состязания World's Greatest Drag Race и где Toyota подготовила для нас автокроссовую трассу. В городском потоке новый Prius не кажется динамичным, но в сравнении с предшественником он определенно стал приятнее в управлении. Когда я ехал как обычный среднестатистический водитель (не накатом и не вдавливая газ в пол), Prius без проблем поддерживал скорость основного потока и практически не шумел. На городских скоростях он абсолютно незаметно переключался между бензиновым двигателем и электромотором и даже на длинных отрезках мог передвигаться со скоростью до 70 км/ч исключительно на электрической тяге. На шоссе новый Prius также весьма хорош. Он не шумит и не прыгает, тяга постоянна и в достаточном количестве, вне зависимости от ситуации. Я добился расхода в 4,27 литра, проехав около 40 км, не прилагая особых усилий.
Прибыв на базу El Toro, я не без интереса начал рассматривать трассу. Автокросс на Prius? Вы это серьезно? Мой скептицизм лишь окреп после тестового круга на модели 2015 года. Он был именно таким, каким я его запомнил: медленным, с тяжелым рулем, плохо контролируемым и со слабыми тормозами. Абсолютно никакого веселья. Следующий круг я решил пройти на самом далеком от спорта варианте Prius, Prius — Two Eco. Ух ты. Между новым автомобилем и старым — пропасть. Начнем с того, что новый куда динамичнее. Он может оптимально распределять свою мощность. Рулевое управление относительно точное, педаль тормоза очень хорошая для гибрида, и если линейное ускорение у этого автомобиля никогда не будет стремительным, его вполне достаточно. Я даже осмелюсь сказать, что он почти увлекателен. Третий круг я проехал на самой спортивной версии Prius — Four Touring. Пропасть между новой и старой моделями стала еще глубже. У Prius Four более цепкие покрышки, чем у Eco Two, что однозначно положительно повлияло на общую динамику автомобиля на автокроссовом маршруте.
Prius образца 2016 модельного года не только лучше едет, в его салоне приятнее находиться. Приборная панель в стиле Mirai выглядит на порядок лучше, отделка салона стала добротнее, качество используемых материалов в целом — большой шаг вперед в сравнении с предыдущей моделью. Версии в комплектации Three и выше предлагаются также в варианте с отделкой экокожей и с дополнительными функциями активной безопасности, включая радарный круиз-контроль, систему помощи движению по полосе и проецируемый на лобовое стекло дисплей. На заднем сиденье по-прежнему вполне просторно, объем багажника также адекватен, так что новинка и впредь будет пользоваться большой популярностью среди таксомоторных компаний.
Стоимость Toyota Prius 2016 останется на уровне предыдущей модели и будет стартовать с отметки $25 035. Получить версию Two Eco можно с доплатой всего $500, то есть за $25 535. Еще чуть выше будет стоить Prius Three за $27 085, следом за ним идет Prius Three Touring за $28 935. Prius Four обойдется покупателю в $29 485, а самым дорогим приобретением станет Prius Four Touring — $30 835. Все цены указаны с учетом стоимости доставки до выбранного дилерского центра ($835).
Если вас не смущает ограниченный список опций, то лучшим вариантом для вас станет Prius Two Eco. Это очень экономичный автомобиль за вполне адекватные деньги. Чем выше уровень комплектации, в особенности если говорить о Touring, тем динамичнее будет автомобиль и тем больше удовольствия от вождения вы сможете получить. Но задайте себе вопрос — покупаете ли вы Prius удовольствия ради? В любом случае новый автомобиль в разы приятнее в управлении как на городских дорогах, так и на загородных трассах, чем его предшественник. В новом Prius чувствуется жизнь, ощущается жажда жизни. И хотя новый Prius трудно назвать performance car в классическом понимании, это уже не скучная малолитражка, которую энтузиасты так любят ненавидеть.