Вдогонку за янки японцы спешили,
Ведь Hummer обставить они порешили,
Toyota ресурсы свои напрягла
и Mega Cruiser на свет родила.

Согласно дедушке Фрейду, «реальные мачо» стараются своим «устрашающим» внешним видом компенсировать некоторые не устраивающие их размеры. И большую часть своей жизненной энергии они как раз и тратят на то, чтобы измерить: у кого же больше. Увы, такова суровая правда жизни. История с японским военным внедорожником Toyota BXD10 — Mega Cruiser в гражданской версии — в точности подходит под заповеди основателя психоанализа. Тут вам и попытка переплюнуть Hummer по своим тактико-техническим характеристикам, и запрет на вывоз из Страны восходящего солнца. Не иначе чтобы никто не попытался заглянуть бравому солдату в штаны.

Чтобы нагляднее оценить внушительные габариты BXD10, мы поставили рядом с ним немаленький Land Cruiser 200…

Конечно, BXD10 был сделан по мотивам Hummer. Его «партитуру» японцы расписывали по нотам лет десять. Примерно столько времени прошло с появления «молотка» Хаммер в начале восьмидесятых (HMMWV — High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) до производства первых военных Toyota, получивших неофициальное название «Кукидоша» (Koukidousha или Koukidousya).

Ну что, раз уж в наших руках кадровый военный, то попробуем выведать из него побольше секретов. С опаской поглядываю на огромный капот. Наверняка весит, как крышка саркофага. Откидываю две клипсы его фиксации, расположенные по разным бортам и — о, чудо! — капот невесомый, он сделан из пластика. Фиксируется в открытом положении обычной палкой-«подпиралкой».

Пластиковый капот — решение с точки зрения пассивной безопасности не очень хорошее. Замки фиксации капота симметрично расположены с обеих сторон. У гражданской версии есть еще третий фиксатор в салоне. У Toyota — крошечное подкапотное пространство, как у какой-нибудь легковушки

Под капотом — турбодизельный двигатель заслуженной «тойотовской» серии «B» (индекс — 15В). Представителей этой серии устанавливали и на Land Cruiser 40 и 70, и на многочисленные коммерческие модели Toyota, в том числе грузового подразделения Hino. Представьте себе, двигатель при объеме в 4,1 л имеет всего четыре цилиндра, а его мощность достигает 155–170 л.с. (в зависимости от версии и года выпуска), а крутящий момент — 400 Нм.  Ну а почему же все-таки четыре цилиндра, а не шесть? Ведь в арсенале Toyota на тот момент имелся знаменитый своей выносливостью дизельный шестицилиндровый мотор серии «Н». Вероятно, выбор такого силового агрегата был обусловлен его меньшей массой.

Топливный бак в 108 литров — много или мало? Достаточно, учитывая, что в спокойном режиме на скоростях до 80 км/ч по дороге с твердым покрытием расход 12-15 литров на «сотню». Ну а в бездорожье, как известно, расход меряется не по километрам пробега, а по моточасам

Коробка передач — автоматическая. Конечно, а какая еще должна быть на военном многоцелевом автомобиле? Не надо учить водителя, как правильно пользоваться сцеплением на бездорожье, выбирать нужную передачу на сложном рельефе, делать «перегазовки» и ездить внатяг. К тому же ранение или травма ноги не помешают солдату управлять машиной.

Эта табличка на кузове появляется после оформления машины в российский снегоболотоход. По документам данная Toyota — трактор. Но трактор этот в современном тренде — с двумя педалями. Да и обзорность у него прекрасная

Четырехступенчатый «автомат» по виду — один в один, как на культовом Land Cruiser 80. А по словам представителей завода «Экспедит», не только по виду, но и по всему остальному. Управление автоматической трансмиссией ничем не отличается от такового на обычном автомобиле. Стандартные режимы — «Р», «R», «N» и «D» — дополнены положениями «L» (только первая передача) и «2» (не выше второй передачи). Рычаг раздаточной коробки — обычная «палка» с тремя положениями — «нейтраль», верхний и понижающий ряд.

Над рычагом селектора АКПП видна кнопка центральной подкачки с двумя фиксированными режимами — 1,0 Атм и 2,2 Атм. Красная клавиша рядом с селектором — для его разблокировки при неработающем двигателе. Над ключом зажигания, который представляет собой простую «болванку» без чипа, расположены еще две кнопки управления АКП — PWR и 2nd. Первая из них заставляет «автомат» держать более высокие обороты, а вторая — трогаться со второй передачи

В полном приводе Toyota три дифференциала (межосевой и два межколесных), каждый из которых можно принудительно заблокировать с помощью электроники. Отдельная клавиша заведует межосевой блокировкой, а поворотом специального тумблера активируется сначала задняя, и только потом передняя межосевая блокировка. Отличный алгоритм из серии «защита от дурака». Ведь любой продвинутый джипер знает, что «порванные» передние полуоси обычно следствие неумелого обращения именно с передней блокировкой.

На каждом колесе Mega Cruiser стоит бортовой редуктор, задач у которого две: во-первых, кардинально решить вопрос с дорожным просветом (он, кстати, составляет впечатляющие 420 мм!), а во-вторых, повысить передаточное отношение.

Приводы, благодаря бортовым редукторам, «приходят» к верхней части колес. В задней торсионной подвеске применена еще и пружинная «обвивка» амортизатора. Сквозь задний подрамник виден тормозной вентилируемый диск: такие диски расположены на каждой полуоси

Подвеска у BDX10 полностью независимая, рычажно-торсионная. Длина торсионов огромна, что и обеспечивает ходы больше чем в полметра. Сзади амортизаторы дополнены пружинной «обвивкой» — для оптимизации работы при полной загрузке.

Ажурные рычаги выглядят произведением литейного искусства. Кажется, что их, как куриную косточку, сломать легче легкого.  Но опыт эксплуатации таких автомобилей в России (а у нас их более 30) говорит об обратном: запас прочности — огромный. Ведь модель создавалась для японской армии и японских же природных условий, а там с горами и камнями все в порядке.

Рычаги кажутся тонкими, но они очень прочные. Осмотр агрегатов запросто осуществляется и без смотровой ямы. Особо смелым понравится аттракцион «Медитация под проезжающей машиной». Шарнирные соединения, а также карданы, оснащены пресс-масленками. Все в соответствии с военной поговоркой «Оружие любит смазку и ласку»

История гражданской версии Toyota Mega Cruiser

Mega Cruiser — это название гражданской версии с пятидверным цельнометаллическим кузовом, появившейся в 1995-м. Внутрифирменное обозначение — BXD20. Ее выпуск продолжался примерно до 2002-го года, всего было произведено меньше 1000 экземпляров. Mega Cruiser отличается от военной модификации отсутствием централизованной подкачки колес, а также наличием штатной «калитки» запасного колеса, кондиционера, ремней безопасности, электропакета, тканевой отделки салона и сидений.

Мега Крузеры в основном использовали в спасательных службах, но и простым «смертным» автомобили тоже перепадали. Скорее всего, у Toyota были планы выйти с моделью на международный рынок, и Mega Cruiser даже несколько раз демонстрировали на международных автосалонах. Но грянул мировой кризис середины девяностых, и автомобиль с высокой себестоимостью и ценой около $90 000 показался маркетологам компании неконкурентоспособным.

Под левой рукой водителя — управление блокировками и даже кнопка «аварийки». Щиток приборов информативен и не перегружен лишней информацией. Когда все исправно, ни красных, ни желтых «лампочек» на нем не горит. О том, какой дифференциал заблокирован в данный момент, сообщает лаконичная пиктограмма

Есть в арсенале средств повышения проходимости и централизованная подкачка колес (только у военного BDX10). Не стоит объяснять, что подкачка — это не только средство управления площадью пятна контакта, но еще и возможность на проколотом колесе добраться «до базы». Например, на экземпляре, побывавшем у нас на тесте, запаска вообще отсутствовала. Нам не удалось обнаружить даже намека на то место, где она могла бы крепиться.

Грузоподъемность «гражданского» Mega Cruiser — около 800 кг. Каталогов же, заслуживающих 100-процентного  доверия к ТТХ на военную модель, не существует. Но, учитывая, что у Мега Крузера цельнометаллический пятидверный кузов, а военная модификация BDX10 — это тентованный трехдверный пикап, мы думаем, что вполне можно накинуть еще пару сотен килограммов

Чтобы «уложить на лопатки» Hummer, конструкторы Toyota наделили внедорожник необычайной акробатической гибкостью, сделав задние колеса поворотными. В системе 4WS (4 Wheel Steering) у задних колес есть свой рулевой редуктор, который на скорости до 40 км/ч поворачивает их на угол до 12 градусов. Колеса вращаются в сторону, противоположную передним, поэтому и радиус разворота получается совсем небольшой для такого гиганта — всего 5,6 м. Помимо этого поворачиваемость задних колес должна помогать выскочить из колеи на бездорожье.

Задние колеса поворачиваются на заметный глазу угол. У автомобиля феноменальная способность к маневрированию в ограниченном пространстве. Основа системы 4WS гидромеханическая, но есть и электронная составляющая, общающаяся с некоторыми датчиками.

Еще одно интересное инженерное решение — вентилируемые тормозные диски на полуосях, на выходе из редукторов мостов. Такой механизм позволяет не только уменьшить неподрессоренные массы, а еще и увеличить срок службы тормозных колодок.

При всей необычности конструкции в основе внедорожника лежит классическая рама. Что касается максимальной скорости, то она составляет 130 км/ч. Неплохо для трехтонника с аэродинамикой кирпича и четырехцилиндровым мотором

С «вооружением» вроде бы разобрались. Не терпится узнать, каков этот тяжеловес в движении и легко ли им управлять? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала попасть внутрь. Двери — как передние, так и задние — открываются с помощью ручек, похожих на защелки патронных ящиков. Никакой звукоизоляции и усиливающих элементов на дверях нет. Тонкий слой металла и все. Вдвойне непонятно, почему при полном отсутствии шумоизоляции в салоне можно разговаривать, не повышая голоса? Не воют агрегаты трансмиссии, не барабанит рок-аккордами грязь по аркам колес и днищу. Вариант с активной защитой, как в стрелковых наушниках, отметаем как фантастический.

Каких только баек не услышишь про Toyota Mega Cruiser и BXD10! Одна из них гласит, что машины появились у нас после трагедии в Фукусиме, и счетчик Гейгера на них зашкаливает. Проверили дозиметром — все чисто

Необычно решен вопрос со стеклоподъемниками: по вертикальной прорези ходит ползунок с подпружиненной рукояткой. Оттянув рукой шарик рукоятки, можно выбрать одно из восьми фиксированных положений стекла. Подобное решение когда-то применялось на тракторах. А вот на нашем армейском УАЗе было всего два положения бокового стекла — снято или установлено.

Над дизайном дверных ручек и рукоятками управления стеклоподъемниками дизайнеры бессонными ночами не сидели. Прорезь на двери для фиксации одного из восьми положений стеклоподъемника

Ремней безопасности нет ни спереди, ни сзади. Так что посчитать реальную вместимость задних откидных лавок сложно. Думаю, если измерять в обычных японцах, то машина окажется десятиместной, а если в сумоистах, то поменьше будет. За рулем места немного. Почти «кокпит»: справа дверь, слева тоннель трансмиссии. Он не очень высокий, поэтому переходить с переднего ряда назад и обратно вполне удобно. Кстати, чтобы не тренировать каратистскую растяжку, для посадки через задние двери предусмотрена специальная складная лесенка.

Складная лесенка — прекрасный пример изящного механизма. Все продумано: и защита от случайного открытия, и удобство фиксации. Без лесенки попадание в салон через заднюю дверь превращается в отличную разминку для ниндзя

Обзор отличный — это вам не амбразура Hummer. Все кнопочки и тумблеры под рукой. Приборная панель лаконична до предела. Обо всем многообразии датчиков и индикаторов узнаешь лишь при повороте ключа. Кондиционера и прочих благ цивилизации (вроде подогревов) не предусмотрено. Все аскетично, по-военному, но с заботой о людях. Благодаря двум «печкам» под тонким тентом не холодно и зимой. Нет в салоне острых граней и углов, о которые можно набить синяки.

Каждую из четырех задних откидных лавок можно закрепить вдоль бортов. Висящие брезентовые тесемочки не что иное как ремешки с защелками, позволяющие быстро зафиксировать сиденья. Салон обогревается двумя «печками» (задняя расположена под одной из лавочек)

Управлять машиной, как ни странно, очень легко. Как будто это тренажер для водителей где-то в учебном классе военного училища. Руль легкий, тормоза цепкие. На бездорожье — там, где нет встречного транспорта, ширина машины не замечается вовсе. На дорогах общего пользования габариты с непривычки напрягают, особенно учитывая правый руль. А в остальном BXD10 ну никак не ощущается тяжелым многоцелевым армейским автомобилем.

Тряски, от которой от которой вываливаются пломбы из зубов и появляются новые непечатные выражения, нет и в помине. Конечно, вовремя не замеченная яма может привести и к прыжку. Но благодаря потрясающей энергоемкости подвески приземление все равно будет не таким жестким, как ожидалось. Главное, в полете не приложиться головой о трубы силового каркаса. Вот их бы не помешало «украсить» чем-нибудь мягким. Хотя, конечно, можно ездить в шлеме и улыбаться.

Помню, как открывая дверь кунга «шишиги» (ГАЗ-66) во время работы в археологической разведке, я всегда была готова к тому, что оттуда сейчас что-то вывалится. После движения по грунтовкам там творилось такое… Будто стая джиннов порезвилась. В Toyota ничего подобного не наблюдается. Даже незакрепленный груз лежит себе смирно, как приклеенный.

В сравнении с колесными вездеходами похожей массы (снаряженная масса Mega Cruiser — около трех тонн) на бездорожье Toyota вне конкуренции. 37-дюймовые колеса, минимальные свесы кузова, дорожный просвет чуть ли не в полметра, три блокировки… Конечно, в болоте можно утопить любую колесную технику, кроме той, что на пневматических шинах да с положительной плавучестью. К тому же грязи и топи — явно не конек Mega Cruiser, по крайней мере на установленных в данный момент «АТ»-шинах. Горы с их каменными осыпями, промытые ручьями колеи — вот целевой тип местности для «Кукидоши». Бездорожье, но такое, где под слоем грязи или снега есть твердая поверхность. Позволим себе предположить, что тяги дизельного мотора хватит на все, ну разве что кроме рыхлого песка. Да, у Mega Cruiser есть понижающий ряд, но в некоторых ситуациях и он уже не поможет. Например, в пустынях, по барханам часто нужно идти ходом на высоких передачах, иначе придется много копать.

Черный раструб — это воздухозаборник. Находится он на высоте 110 см. Конечно, при превышении этой отметки гидроудар гарантирован, но с брызгами и внезапно набежавшей волной его система сифонов справится

Но неужели все так хорошо в этой квинтэссенции офф-роуд-строения? Должна же быть какая-то подстава? И она таки есть. Даже две. Первая проблема — незначительная: это 24-вольтовое электрооборудование. Вторая посерьезнее. Как вам размерчик колесных дисков в 17,5 дюймов? Не ищите в каталогах шинных заводов такую размерность для внедорожника. К тому же тип «родной» резины, которую устанавливают на Toyota, не подходит ни для грязи, ни для зимы. Пожалуй, только для камней эти шины и годятся. Во время теста этот нашпигованный всяческими внедорожными прибамбасами автомобиль попал в патовую ситуацию на обычном рыхлом снегу. Сзади обрыв, спереди косогор, под днищем сантиметров 20 снега. Естественно, Mega Cruiser еще не лежал на «пузе», но… тронуться с места не получалось даже со всеми включенными блокировками, на спущенных колесах и в разных режимах коробки передач. Хоть бери нож и нарезай ламели в «шашках»! Пришлось дергать Toyota за переднюю проушину, разворачивая автомобиль вбок. Правда, хватило минимального усилия от легкого пикапа.

Автомобиль с такой легкостью преодолевает бездорожье, что это порождает чувство вседозволенности. Хотя в глубине души не дает расслабиться мысль о том, что не всякий трактор сможет прийти на помощь. Ведь снаряженная  масса гражданской версии с цельнометаллической крышей, согласно каталогам, составляет 2900 кг, а для военной немного меньше

Но наши умельцы решили вопрос с «резиной». Оказалось, 18-дюймовые диски подходят от того же «родного» ГАЗ-66. Всего лишь надо немножко расточить отверстия. От «шишиги» можно поставить и резину, но тогда на максимальных ходах подвески покрышки будут упираться в выхлопную систему. Еще один вариант — купить китайскую внедорожную резину, прекрасно встающую на «шишиговские» диски. Ее цена — около $150 за одну шину.

Практичные граждане после традиционных вопросов «сколько жрет», «сколько прет» и «сколько стоит» сразу же спрашивают, а где брать запчасти? Да, действительно, BXD10 вы не найдете в каталогах, но там представлен BXD20 (Mega Cruiser), запчасти к которому можно заказать без проблем

Ну и, возможно вам будет интересно, как же у нас в Москве на тесте оказался этот мега-внедорожник? Все довольно просто. Списанные автомобили продают со складов японской армии. Злые языки говорят, что выходят они за армейский забор нашинкованными на куски огромной фрезой. Но мы эту версию считаем неправдоподобной, ибо детальный осмотр рамы и кузова не показал и намеков на сварные швы от подобного четвертования.  Дальше, разобранными на детали, машины через таможню приезжают в Россию, где на дальневосточном заводе «Экспедит» им дают вторую жизнь. Причем в новой жизни они официально «числятся» как снегоболотоходы. Как на них ездить по дорогам общего пользования? Только с «тракторными» правами. Главное — соблюдать три пункта: не выезжать на автомагистрали, на дороги со знаком «движение легковых автомобилей» и не соваться под знак «Движение тракторов запрещено».

К сожалению, тест-драйв мы проводили в весьма ограниченных рамках (машина — «клиентская») и, возможно, как следует «пощупать» Toyota BXD10 нам не удалось. Да и разведать достоверно, как нынче обстоит дело с производством военной версии автомобиля, оказалось невозможным — настоящие самураи умеют хранить тайны. Некоторую недосказанность мы постараемся компенсировать в будущем — еще одним, уже более «драйверским»  материалом о Mega Cruiser. Почему-то мы уверены, что это не последний  BXD10, который добирается до Москвы.

В январе Toyota BXD10 в Москве можно было купить за 2 250 000 рублей

Данные каталога для Toyota Mega Cruiser (BXD20)

Общее
Название Megacruiser
Модель 4100 (AT)
Код KK-BXD20V-RRPEZ
Двигатель
Тип 15B-FTE, дизельный, с турбонаддувом и интеркулером, 4 клапана на цилиндр
Кол-во и расположение цилиндров, рабочий объем        4, в ряд, 4,104 л
Диаметр и ход поршня 108 мм x 112 мм
Степень сжатия 18,4
Мощность 150 л.с. при 3400 об/мин
Крутящий момент 382,5 Нм при 1800 об/мин
Трансмиссия
Коробка передач 4–ступенчатая автоматическая, с овердрайвом
Передаточные числа
1 передача 3,018
2 передача 1,548
3 передача 1,000
4 передача 0,765
Задняя передача 2,678
Понижающий ряд 2,488
Передаточное отношение мостовых редукторов 3,700
Колесные редукторы 1,692
Сцепные характеристики
Подвеска Полностью независимая, на двойных поперечных рычагах
Передаточное отношение рулевого управления спереди/сзади 21,99/18,72
Радиус разворота 5,6 м
Колеса и шины 37 x 12,50 R 17,5-8 (run flat)
Тормоза Дисковые, вентилируемые
Тип привода Постоянный полный
Дифференциал Межосевая блокировка
Размеры, вес
Длина 5090 мм
Ширина 2170 мм
Высота 2075 мм
Колесная база 3395 мм
Колея передняя/задняя 1795/1775 мм
Дорожный просвет 420 мм
Снаряженная масса 2900 кг
Полная масса 3830 кг
Полезная нагрузка 600 кг
Количество мест в кабине 2
Сидячих мест в кузове 6
Максимальный угол подъема 50°
Угол въезда 49°
Угол съезда 45°
Угол отрыва 33°
Объем топливного бака 108 л

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ