Уже через пару-тройку ознакомительных кругов за рулем нового BMW M2 Coupe по трассе Moscow Raceway мне начинает казаться, что в моих руках послушная марионетка. Дергая за туго натянутые ниточки — почти струны — я ощущаю полную покорность, четкость, ясность и быстроту реакций. А нет ли между водителем и «мозгом» этого BMW какой-то ментальной связи? Вполне может быть. Потому что спустя полдня, проведенные на трассе, мы — почти одно целое. И тут уже непонятно, кто дергает за ниточки — я, выжимая из М2 все соки, или великолепный автомобиль, заставляющий меня это делать. Быстрее — с эффектным рыком «прямотока» от M Performance проношусь по стартовой прямой, точнее — атакую повороты на пределе, в легком полускольжении, стоп! — специальные тормозные колодки с характерным визгом и скрежетом как будто налету ловят автомобиль. Чистый кайф! Вот и я сам становлюсь не просто марионеткой, а рабом BMW M2.
BMW M2 выглядит по-настоящему грозно: раздутые арки, широченные пасти воздухозаборников, «пухлый» капот. От миролюбивости обычного купе «второй серии» не осталось и следа. Это — настоящий агрессор, борец за свои права на гоночном треке
«Эм-два»? Такого мы еще не слышали. Формально, это первая «эм»-версия для новой второй серии. На самом же деле — продолжатель дела купе «первой серии» 1М, которое баварцы выпускали в 2011-12 годах. Кстати, успели произвести менее 6500 автомобилей, что автоматически сделало этот BMW мечтой коллекционеров. При такой же, как у М2, массе, крутящем моменте (1495 кг и 500 Нм соответственно) и меньшей на 30 л.с. мощности 1М набирал 100 км/ч за 4,9 секунды. Новому М-купе требуется на целых 0,6 секунды меньше! Те, кто знает, как тяжело даются эти самые «десятки», должны понять, что «выжали» их не из лишних 30 «сил». В этих шести «десятках» — ответ на вопрос, насколько более высокотехнологичным и быстрым стал автомобиль по сравнению со своим предшественником.
Идейный вдохновитель и предшественник BMW M2 Coupe
Помнится, во время презентации BMW 1M в качестве «идейного вдохновителя» нам предлагали BMW M3 первого поколения в кузове Е30. Сейчас же, для М2, нашли, как нам кажется, более правильного «прародителя» — BMW 2002 Turbo 1974 года. Именно ему теперь приписывают лавры первой маленькой «эмки» если не по названию, то по духу. Идеология, действительно, схожая: малая масса (BMW 2002 Turbo весил меньше тонны), мощный турбомотор, уникальное шасси.
BMW 2002 Turbo (1974 – 1975, Е10), всего выпущено 1 660 экземпляров
Двигатель — 2,0 л, L4-турбо
Мощность — 170 л.с.
Максимальная скорость — 211 км/ч
Разгон до 100 км/ч — 6,9 сек
BMW 1M Coupe (2011 – 2012, Е82), всего выпущено 6 342 экземпляра
Двигатель — 3,0 л, L6-турбо
Мощность — 340 л.с.
Максимальная скорость — 250 км/ч
Разгон до 100 км/ч — 4,9 сек
Отлично помню свое знакомство с «праворуким» купе 1М, которое состоялось пять лет назад на потрясающих по своей красоте и «закрученности» дорогах Шотландии. Мне тогда уже показалось, что вот он, мой размер М-автомобиля от BMW. Сочетание короткой базы с классно настроенным шасси и 340-сильным мотором давало какие-то свои особые ощущения, которых не добыть за рулем более мощных, но и не столь поворотливых М3/М4 или М5/М6. Даже к автомобилю с правым рулем я привык за считанные минуты и уже через полчаса «дубасил» на механике так, что при каждой перегазовке шерсть слетала с местных овец. Но… помню, мне тогда, даже на дорогах общего пользования, все же немного не хватило мощности. Сейчас, после знакомства с М2, я понял свою неправоту: мне не хватало не мощности как таковой, а того, каким образом она была реализована. Еще раз повторюсь, что нашего сегодняшнего героя преобразили явно не дополнительные 30 «лошадок» нового двигателя N55 под капотом.
Современные купе от BMW сзади — явно не «модели». Но М2 смотрится выигрышнее: широченные «бедра», двустволки выхлопа и низкий дорожный просвет — весомые аргументы
Что же тогда сделало новый М2 столь быстрым? Странный симбиоз, все компоненты которого были тщательно продуманы и просчитаны. Эта «эмка», по сути, сборная солянка из разных моделей BMW, приправленная своими оригинальными «специями». Так, например, кузов использует усилители от автомобилей М3/М4, а также от кабриолета «второй серии», но задняя часть — своя. От тех же М3/М4 позаимствованы передний и задний подрамники, причем, задний крепится к кузову напрямую, без сайлент-блоков.
Интерьер М2 по меркам BMW выглядит простенько: не забывайте, что это, по сути, всего лишь «копейка». Но в М-версии его сильно оживляет и удорожает алькантаровая отделка, вкрапления карбона и, конечно же, М-руль
Семиступенчатый «робот» M DCT с «лепестками» на руле знаком нам по другим «эмкам», как и активный дифференциал Active M Differential, а вот двигатель — новый. Родословную он, конечно, же ведет от турбо-«шестерки» N54 — тот же объем, та же технология TwinPower Turbo с турбокомпрессором TwinScroll. Но поршни и коренные подшипники установлены от М3/М4, имеется дополнительный масляный насос и специальные ребра, предотвращающие отлив масла. Эдакий упрощенный вариант «сухого картера». Проложены отдельные магистрали охлаждения для масла в двигателе и КП с собственными радиаторами. Как ни странно, немного увеличили (по сравнению с 1М) передаточное отношение рулевого управления: теперь «баранка» совершает 2,5 (вместо 2,4) оборота от упора от упора, что, впрочем, никак не сказывается на удобстве управления. Тормоза — лютые! Хватают на сухом асфальте просто намертво! Спереди — четырехпоршневые «машинки» и диски диметром 380 мм, сзади — по два поршня и 370 мм.
Регулировок у передних М-кресел не так много, а выглядят они плоскими и неприглядными, но задачу свою выполняют на пять: тело в поворотах надежно зафиксированно. На центральном тоннеле — «эмочный» круглый рычаг «Робота» M DCT, шайба iDrive на карбоновой «подложке» и клавиша переключения режимов системы управления шасси (Integrated Chassis Management). Режим Sport+ — вполне «рабочий». Управление мультимедиа, «климатом» и «музыкой» выполнено в привычной для BMW манере. Все просто и понятно с первого раза
У «обычного» М2 двухрычажка спереди и пятирычажная подвеска сзади, естественно, оснащены своими собственными пружинами и амортизаторами. Но особенно интересен комплект винтовой подвески из линейки BMW M Performance. Насколько я помню, это уникальный случай: никогда до этого официально для BMW нельзя было купить возможность регулировки клиренса, а также сжатия и отбоя (16 регулировок на сжатие, 12 — на отбой). С этим пакетом BMW M2 становится ниже на пять миллиметров, а еще 20 мм можно «докрутить» регулировками. Вот он самый настоящий официальный тюнинг! Только есть ли от него польза?
BMW M Performance
Помимо изготовленных из карбона дополнительных аэродинамических элементов (накладки на передний и задний бамперы, спойлер, диффузор, корпуса зеркал), которые теперь можно крепить, не заказывая новый бампер целиком, в пакет M Performance можно включить специальную выпускную систему из титана (легче обычной на 32% или 9 кг), «горло» которой прочищается с помощью специального кнопочного переключателя: нажал пару раз, заслонки открылись, и получился настоящий «прямоток»!
У автомобилей M Performance интерьер более щедро украшен карбоном, педали имеют металлические накладки, руль отделан алькантарой. Предусмотрена также специальная спортивная версия с shift-lamp и дисплеем, показывающим время круга, величину ускорений и т.д. На треке — полезная вещь! Также, как и снаружи, внутри есть штатные крепления для камер GoPro
Самое любопытное нововведения от BMW M Performance — возможность заказать регулируемые «винты» (по слухам — от KW) на свое купе М2. 16 положений регулировки сжатия, 12 — отбоя и 20 мм возможность регулировки клиренса
Мы сейчас не будем обо всех этих внешних и внутренних «украшательствах» от M Performance, вроде карбоновых «юбочек» или алькантаровых рулей, хотя выглядит весь этот «заводской» тюнинг, традиционно для BMW, великолепно. Впрочем, не только выглядит. Диффузор и разнообразные накладки действительно улучшают аэродинамику, а облегченный «прямоток» на стартовой прямой MRW орет так, словно вы на гонках DTM, не меньше. Но не ревом же единым, хотя порой и кажется, что все эти 370 разъяренных «лошадей» того и гляди вырвутся наружу и свирепо всех затопчут. Нам гораздо интереснее понять, есть ли смысл ставить M Performance подвеску и тормозные колодки. Специально для этого, «бээмвэшники» привезли на трек кроме «обычного» М2, еще и пару автомобилей M Performance, причем, с «противоположными» настройками.
Полдня в нашем распоряжении было «кольцо» Moscow Raceway и четыре новейших BMW M2 — два в стандартных спецификациях, а два с пакетом BMW M Performance с разными вариантами настройки подвесок
Внешние аксессуары BMW M Perfomance — накладки на передний бампер, спойлер на крышке багажника, диффузор, «юбка» вдоль порогов, корпуса зеркал. Все из карбона. На автомобиль также установлена спортивная выпускная система и тормозные колодки с особым составом
Но сначала — несколько кругов на М2 без всяких дополнительных опций. Гены купе 1М, конечно, чувствуются: М2 обладает похожей резкостью и готовностью поворачивать. Но насколько все реакции и движения стали четче, быстрее, острее, слаженнее. Если 1М иногда приходилось все же «уламывать», то «двушка» пишет повороты, как по лекалу, нужное положение руля и педали газа находится с первого раза и почти всегда безошибочно. Автомобиль, кажется, следует за твоей мыслью. И все это на совершенно фантастических скоростях! Восторг!
Ускорения за рулем М2 на гоночном треке впечатляют меньше, чем сумасшедшие замедления. Все-таки 370 сил — это далеко не предел в наше время. Но вот их «реализация» впечатляет: каждая «лошадка» честно отрабатывает свой стакан бензина, выкладываясь по полной при любом нажатии газа в пол
Ну а тормоза — это просто экстаз! Даже с обычными штатными колодками их сложно перегреть, информативность — филигранная, а интенсивность остановки такая, что с непривычки может потемнеть в глазах. Как будто невидимая рука ловит BMW M2 на скорости далеко за «двести» и со всей силы прижимает к полотну. Особенно эффектно проходит торможение перед поворотом №9 в горку с полного хода — дух захватывает!
Гоночная трасса Moscow Raceway
Протяженность — 3932 м
Ширина — 12–21 м
Перепад высот — 22 м
Максимальный подъем — 4°
Максимальный спуск — 4,5°
Направление движения — против ЧС
Количество поворотов — 10
Баланс всех характеристик, кажется, идеален. Точки торможения сдвигаются все позже. Впередиидущий автомобиль вдруг бросается в сторону перед стартовой прямой, в страхе, что я «догоню» его сзади. Но М2 держится, хотя и уже «на бровях». Ход в поворотах все быстрее. Казалось бы, явный перебор со скоростью, неминуем снос «морды», но… шасси «эмки» каким-то чудом затягивает машину в вираж, прощая откровенные ошибки, с плавным небольшим и абсолютно контролируемым сносом всех четырех колес, который позволяет система стабилизации в режиме Sport+. Отключив ESP, можно легко заставить М2 ехать «веером» с любым углом. Но именно Sport+ учит правильно дозировать тягу на выходе, для наибыстрейшего прохождения поворотов. Впрочем, «выходить» на М2 можно начинать еще до апекса — активный дифференциал поможет передать больше тяги на нужное колесо.
Трековые условия, к сожалению, не позволяют оценить пригодность BMW M2 к обычной повседневной жизни. Поэтому чуть позже, когда в Россию приедет новое купе Audi TT RS, мы в нашем сравнительном тесте наверняка узнаем и об этом аспекте жизни с подобного рода автомобилями
Ну а что же «эмки» с пакетом M Performance? С максимально расслабленными «винтами» М2 похожа по своему поведению на «обычное» купе. Ощущения на треке, конечно, совсем не городские, но мне показалось, что для города такие М2 вполне сгодятся — душу не вытрясут. На гоночной же трассе этот M Performance показался даже менее предпочтительным: если «обычный» М2 в скоростных связках — почти монолит, то в «раслабленном» купе знакопеременные нагрузки воспринимаются отчетливее. Это вариант, чтобы доехать от дома до трека, а там уже закрутить «винты» по самое не балуйся!
Именно по такой гоночной схеме «закручен» следующий М2, за руль которого я сажусь. Все — на максимум. Как говорят в BMW, все М2 поставляются track ready, то есть полностью готовыми для использования на трассе. Этот же вариант M Performance — самый экстремальный и… самый крутой! Если «обычное» купе казалось мне просто острейшей бритвой, то это — прецизионный хирургический скальпель! Никаких кренов, никаких задержек, никакого замешательства в связках. Даже при моей не очень чистой езде, скорость очевидно возросла. Ну а специальные тормозные колодки — это настоящая «жесть» во всех смыслах. Их состав таков, что почти каждое замедление сопровождается диким скрежетом или писком — на треке это неважно. Зато каково оно, это самое всегда эффективное замедление: ты словно врезаешься в стену перед каждым поворотом.
Автомобиль с максимально жесткими настройками подвески M Performance очень впечатли на Moscow Raceway. Цепкость его шасси и скорость реакции на действия водителя столь же фантастичны, как и чумовые тормоза
И потом М2 делает то, что умеет лучше всего — быстро, но плавно и под полным контролем утюжит очередной вираж на непостижимой скорости. Снова и снова. Без устали, с немецкой механической злостью и остервенелым ревом «тюнингового» выпуска. Едешь все быстрее, а автомобиль все также лоялен к твоим ошибкам, словно поправляет тебя, помогает. И ты уже не понимаешь, кто здесь хозяин: ты ли дергаешь за упругие ниточки М2, с упоением и наслаждением осознавая, как беспрекословно выполняются все твои приказания, или это «эмка» давно уже поработила тебя, впрыснув в кровь столько адреналина, что хватит на ближайшие пару-тройку месяцев. До следующей нашей встречи…
Технические характеристики BMW M2 Coupe (данные производителя)
Кузов | |
---|---|
Тип | Купе |
Количество мест/дверей | 4/2 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 6, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2979 |
Мощность, л.с. при об/мин | 370/6500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 465/1400–5560 (500/1450-4750)* |
Трансмиссия | |
Привод | Задний |
Коробка передач | 6-МКП (7-М-DCT) |
Тормоза | |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4468х1854х1410 |
Колесная база, мм | 2693 |
Клиренс, мм | 123 |
Снаряженная масса, кг | 1495 (1520) |
Объем топливного бака, л | 52 |
Объем багажника, л | 390 |
Шины (спереди/сзади) | 245/35 ZR19 / 265/35 ZR19 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 270** |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 4,5 (4,3) |
Расход топлива, л/100 км | |
Комбинированный цикл | 8,5 (7,9) |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 199 (185), Euro 6 |
Стоимость автомобиля, руб. | |
Базовая комплектация | от 3 650 000 |
* в режиме Overboost ** для автомобиля с M Driver’s Package |
Конкуренты
Porsche Cayman/Boxter
Так уж вышло, что на данный момент у BMW M2 только один конкурент на нашем рынке — Porsche Cayman/Boxter. Купе-кабриолеты Porsche Cayman/Boxter 718 в новом поколении оснащаются оппозитными турбированными «четверками» объемом 2,0 и 2,5 л, мощностью от 300 до 350 л.с. Цены — от 3 620 000 за Cayman до 4 356 000 рублей за S-версию.
Audi TT RS
К осени на российском рынке должен появиться еще один соперник — купе Audi TT RS. Автомобиль из Ингольштадта будет традиционно оснащен полным приводом Quattro, под капотом будет установлен 2,5 литровый пятицилиндровый турбомотор (400 л.с.), который будет работать в паре с семиступенчатым «роботом» S tronic. Цены пока неизвестны.