Не отправиться ли нам в поход? Тем более что Subaru Forester и Skoda Octavia Scout своей вседорожной выправкой так и подначивают к путешествию, если не на край земли, то хотя бы на краешек. Сказано — сделано! Закидываем в багажники походную мебель, велосипед и прочий спортинвентарь. Проверяем наличие топора и жидкости для розжига костра. Забиваем в навигаторы неизведанную точку на карте. И вперед, навстречу приключениям!

Пластиковая защита по низу кузова, расширители колесных арок… Octavia Scout всеми средствами пытается показать свою «внедорожность». А вот Forester смотрится скромно, хотя защита переднего бампера и арок не помешала бы и ему

Маршрут построен… Помня о том, что Subaru и Skoda — кроссоверы, мы планируем свой путь так, чтобы на асфальтовые и грунтовые дороги пришлось примерно по половине пробега. Не забываем и про легкое бездорожье: песок, косогоры и лесные тропы, не успевшие просохнуть после недавнего ливня — именно то, что нам нужно. Внедорожнику подобные преграды «по колено», а вот обычная легковушка тут не проедет — идеальные условия для испытания наших полноприводников. Но вначале марш-бросок по «бетонке»…

Skoda на 90 мм длиннее Subaru и на 19 мм шире. Колесная база больше на 39 мм. Forester выше Октавии на 204 мм

На асфальте Octavia Scout мало чем отличается от обычного универсала. Тот же плотный ход подвески, схожая энергоемкость на незначительных неровностях и лишь чуть большие крены в поворотах. По откликам на изменение курса Skoda сравнима с картом, до того точно выполняются команды водителя и отлично чувствуется степень загрузки передних колес. Дуги виражей кроссовер проезжает в один поворот руля, без подруливаний. Тормоза плотные и безошибочно точные.

Octavia Scout и впрямь универсал. Отлично себя чувствует в городе и на трассе. Не очень жалует «чех» лишь вялотекущие заторы: роботизированная трансмиссия порой долго выбирает между первой и второй передачей

180-сильный турбомотор, агрегатированный с 6-ступенчатым «роботом», без заминок реагирует на изменение тяги и с охотой набирает высокие обороты. Динамики хватает и для резвых стартов со светофоров — тут Scout всегда в лидерах — и для затяжных обгонов длинномеров. Претензий к преселективной коробке передач у нас немного: вялый старт с места, быстрый переход к высшим ступеням, да иной раз «робот» замешкается с выбором нужной передачи. Но в движении ни то ни другое не напрягает.

По расходу топлива Scout легко укладывается в «десятку», в том числе потому, что «робот» рано переходит на высшие передачи

Когда уезжаешь подальше от мегаполисов и дорога становится неровной, приходится смотреть в оба. На ямках покрупнее амортизаторы Октавии дубеют, комфорта в салоне заметно убавляется. Там, где свежего асфальта не видели со времен Советского Союза, Scout переходит с бега на шаг. На ямах и стыках подвеску постоянно пробивает до удара, и мы всерьез опасаемся за сохранность низкопрофильных шин. Отставший было Forester легко объезжает конкурента.

На разгоне вариатор имитирует переключение передач. Это почти полностью убирает монотонный гул и дает перспективу в динамике

Повадки Subaru менее академичны. Плавно уйти со старта получается лишь при аккуратном обращении с педалью газа. Чаще «японец» прыгает с места, хотя в ходе недавнего обновления настройки акселератора немного притупили, как раз в угоду линейности откликов. Lineartronic 2,5-литрового Форестера, возможно, лучшая бесступенчатая трансмиссия на сегодняшний день, но в сравнении со шкодовским «преселективом» ей немного не хватает связи с мотором. При резких ускорениях хотелось бы большей прямоты в отдаче.

Forester тоже можно уложить в «десяточку», но чаще расход топлива подбирается к 13 л/100 км

Японский кроссовер выше. Тут и больший дорожный просвет, и более высокий, нежели у Скаута, кузов. С одной стороны, это улучшает обзорность, с другой — при больших кренах усиливает чувство неустойчивости: в Форестере высокая посадка. Вдобавок обратная связь по рулю в Subaru пожиже. Вращая менее информативную, но более легкую баранку, легко промазать мимо траектории пологого поворота. Хотя, надо признать, задора в Subaru даже больше, чем в «суховатой» Шкоде.

В поворотах Forester стоит крепко. Еще бы обратную связь по рулю подтянуть…

Разбитых дорог Forester не боится. На мелких неровностях тряски хотелось бы поменьше, зато на серьезных колдобинах энергоемкая подвеска отлично демпфирует удары. Там, где водитель Шкоды вынужден снижать скорость до минимума, Subaru проезжает, лишь немного притормозив.

Съезжаем на грунт: несколько километров по полю, далее заросшей лесной дорогой, крутой подъем, спуск… По разнокалиберной «пересеченке» проще передвигаться на Форестере. На неровных прямиках его выручает длинноходная подвеска, неплохо справляющаяся с подбросами. Мягкие приземления после небольших трамплинов позволяют поддерживать довольно высокий ход.

Длинноходная подвеска Форестера позволяет мчать по ухабистому проселку хорошим темпом

В лесу полно луж. По непромерянным глубинам опять же проще ехать на Subaru, с его приподнятым бампером и 220-миллиметровым дорожным просветом. Но мы все же осторожничаем: вот если бы ниже ватерлинии у Форестера была пластиковая защита, уверенности было бы больше. А так можно подпортить окрашенный в цвет кузова обвес.

У Форестера короткий передний свес и высокий клиренс, одни и те же преграды на нем штурмуешь увереннее, нежели на Скауте

«Мне бы ваши проблемы», — думаешь за рулем Октавии. Тут дорожный просвет меньше, свесы длиннее, а спереди висит серебристая «губа»-перемычка. Приложиться ею о грунт — плевое дело. Поэтому на ухабистом проселке, несмотря на неплохую работу подвески, лучше ехать не шибко быстро. Ну а в глубоких лужах, в которые Scout буквально заныривает, — как повезет.

На крутых спусках приходится осторожничать из-за внушительного переднего свеса, увенчанного легкоцарапающейся накладкой

Мешает низкий передней свес и на рельефе. На особо крутых перегибах приходится ехать «в четыре глаза» — по подсказкам стоящего снаружи штурмана. При этом внедорожная электроника Шкоды настроена безупречно. Scout легко расправляется с вывешиванием колес и под стрекот ESP бодро взбирается вверх по неровному, грунтовому склону. В Форестере электронные системы работают не столь образцово, и на то же упражнение ему требуется больше времени. Где-то кроссовер откатится назад, где-то придется подождать, пока уйдет тяга с вывешенного колеса. Впрочем, хорошая геометрическая выправка выручает «японца» и тут. Скакать по буеракам можно увереннее и быстрее.

Еще одно испытание — песок. Переброской момента на заднюю ось у обоих кроссоверов заведуют многодисковые муфты. Разница лишь в пропорциях распределения момента. Subaru с честным «постоянным полным» отдает 40% задней оси. Стабильно активная тяга на всех четырех колесах хорошо чувствуется на мягком грунте: проще тронуться в гору или в вязком песке. Но резковатый отклик на первичную подачу топлива мешает на грунте еще больше чем на асфальте. Неаккуратным обращением с акселератором можно «закопать» кроссовер, а на кочковатых подъемах резкость и вовсе ни к чему: тут можно ползти на ровной тяге.

Формально полный привод Шкоды тоже «постоянный», но на заднюю ось по умолчанию тут подается лишь 5% момента. Основное перераспределение потоков тяги происходит по мере смыкания пакета фрикционов: задние колеса подключаются резковато, и на подъемах труднее контролировать пробуксовку. Тащишь Scout в гору, и вдруг все колеса срываются в пробуксовку. Причем разгруженная задняя ось проворачивается активней передней.

Forester тормозит полностью не отключаемая электроника, а Scout — дорожные шины и меньший дорожный просвет. В итоге каждый проехал по топкому песку по сотне метров

Однако в споре, кто уедет дальше, решающую роль сыграла не механическая составляющая, а возможность избавиться от электронной опеки. В Octavia Scout систему стабилизации можно отключить полностью, и это здорово выручает на песке, где важно двигаться с постоянной пробуксовкой. У Subaru, даже в режиме X-Mode, ESP придерживает колеса, сбивая набранный ход. В итоге менее приспособленная к бездорожью Skoda движется по зыбкому песку увереннее.

Образцовый интерьер! Попенять Шкоде можно лишь на маленькие зеркала заднего вида

Приборы, несмотря на радиальную оцифровку, читаются отлично. Раздельный блок климат-контроля понятен и прост в обращении. Из неглубоких подстаканников Октавии напитки выпадают 

Добрались! Ищем место для пикника, разводим костерок и… оцениваем салоны. В Шкоде, куда ни глянь, везде образцовый порядок. К эргономике не придраться, кресла с отличным профилем, а внешний декор передней панели радует своей сдержанностью. Попенять можно разве что на мелкие подстаканники, из которых при резких маневрах опрокидываются напитки, да на болтающуюся накладку селектора трансмиссии. Не иначе производственный брак.

Кнопкой Mode выбираются ездовые режимы, включая внедорожный. При езде задним ходом помогает камера заднего вида с траекторными подсказками. У задних пассажиров есть трехрежимный подогрев сидений и розетка на 220V

Кресло с оптимальной анатомией и цепким покрытием отлично фиксирует водителя. На втором ряду двоим пассажирам вольготно

И на втором ряду порядок. Перед коленями огромный запас пространства, позволяющий при наличии не слишком длинных конечностей закинуть ногу за ногу. Над головой места меньше, но все же хватает. Также отметим удобный диван с длинной подушкой и регулируемой по углу наклона спинкой. Но особая гордость Скаута — продуманный багажник. Чего тут только нет! Сетки, кармашки, крючки, стяжки… Здесь легко найти место для инструмента из походного набора, а также разместить крупногабаритный груз. Например, велосипед.

Внешняя простота интерьера Subaru соседствует с продуманной эргономикой, отличной обзорностью… и коричневой обивкой кресел

Приборы крупные, но немного перегружены рисками. Блок климат-контроля без собственных дисплеев. Показания погоды «климатика» выводит на верхний экран. У Форестера больше отсеков под мелкую поклажу

Водителю Subaru приходится «присиживаться». Кресло с высокой посадкой не такое удобное, как в Шкоде, мешают короткая подушка и отсутствие регулировки поясничной поддержки. Рычаг вариатора ходит по кондуктору с тугим усилием и вдобавок озвучивает дешевым эхом каждый включенный режим. Но обзорность лучше, чем в Октавии, а водителя окружают мягкие подлокотники. То-то на Форестере удобней «пилить на дальняк».

Внедорожный режим, меняющий алгоритм работы акселератора, трансмиссии и ESP, включается отдельной кнопкой. Качество картинки фронтальной камеры столь же высокое, что и у Шкоды. У задних пассажиров есть подогрев кресел, но нет дефлекторов обдува

Передние кресла с недостаточной боковой поддержкой и скользкой кожей. Благодаря высокому потолку в Subaru просторно. Ступни можно подсунуть под подушку переднего сиденья

Места перед коленями и по ширине в Subaru поменьше, но вертикального простора, напротив, больше. Жаль, у дивана с жестким наполнителем слишком короткая подушка. В багажнике — «голяк»: ни сеточек, ни дополнительных кармашков. Хотя сам отсек шире, чем у Скаута, и велосипед тут ложится с большим запасом. В Шкоде шире проем и ниже погрузочная высота.

Багажник Subaru объемом 505–1548 л. При складывании спинки дивана ложатся с небольшим наклоном. К тому же здесь маловато ящичков для мелочевки. Для установки рулонной шторки потребуется терпение и меткость. В отсеке есть розетка и крючки для сумок. Под полом «докатка»

Багажник Skoda объемом 588–1718 л. При складывании спинки образуют еще большую «диагональ», чем у Subaru, но по продуманности багажное отделение вне конкуренции. Есть сетки, гамак, розетка и множество крючков. Полка сама сворачивается в рулон под нажимом на хлястик. Под полом полноразмерное колесо

Пятая дверь Subaru открывается на меньшую высоту

У Шкоды шире проем задней двери и ниже бампер. Затаскивать сюда велосипед проще, чем в Subaru. Но у «японца» шире грузовая площадка, и велик здесь лежит, не касаясь внутренней обивки

Заливаем костер специально припасенной водой и делаем выводы. Проверку на туристическую профпригодность Subaru и Skoda прошли полным ходом. С запасом! Но добираться из точки А в точку Б на Форестере и Скауте — не одно и тоже. Scout не любит разбитых дорог, а значит его дальнобойность напрямую будет зависеть от качества покрытия. На пересеченке он напомнит, что является всего лишь приподнятым универсалом. Его максимум — 100 шагов вперед. Но в дальних перегонах «чех» хорош! Салон и багажник тут и вовсе безупречны!

Skoda Octavia Scout продается в единственной комплектации по цене 1 854 000 рублей. Но, переборщив с опциями, ценник на чешский кроссовер легко докрутить до 2,5 миллиона. У Форестера шире гамма силовых агрегатов и комплектаций. Цены: 1 719 000–2 599 900 рублей. Популярная версия 2,5 л с вариатором стоит от 2 179 900 рублей

Subaru проигрывает оппоненту по эргономике салона и управляемости, но берет верх там, где от дорог остались одни направления. Внедорожная выправка у «японца» лучше, хотя возможность полного отключения ESP Форестеру не помешала бы. Но в итоге — та же сотня шагов прямо по курсу. Для того, чтобы почувствовать себя бойскаутом, большинству из нас этого хватит.

Полный привод

В полноприводной трансмиссии Скаута применена муфта Haldex пятого поколения, в обычных условиях подающая на заднюю ось не более пяти процентов тяги. Но электроника, получающая сигналы от датчиков вращения колес, способна поджать фрикционы за миллисекунды.

На Форестере с вариатором устанавливается система полного привода ACT с многодисковой муфтой между осями, которая в «статике» распределяет момент в пропорции 60:40 в пользу передней оси и способна менять его в тех же пропорциях.

Технические характеристики тестируемых автомобилей (данные производителей)

  Subaru Forester 2,5 л, CTV Skoda Octavia Scout 1,8 л
Кузов
Тип Универсал (SUV) Универсал
Количество мест/дверей 5/5 5/5
Двигатель
Тип Бензиновый Бензиновый, с турбонаддувом
Расположение двигателя Спереди продольно Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров  4, оппозитно 4, в ряд
Рабочий объем, куб. см 2498 1798
Мощность, л.с. при об/мин 171/5800 180/4500–6200
Крутящий момент, Нм при об/мин  235/4100 280/1350–4500
Трансмиссия
Привод Полный Полный
Коробка передач Вариатор 6-РКПП
Тормоза
Передние Дисковые вентилируемые Дисковые вентилируемые
Задние Дисковые Дисковые
Подвеска
Передняя Независимая, пружинная, McPherson Независимая, пружинная, McPherson
Задняя Независимая, пружинная, многорычаэная Независимая, пружинная, многорычажная
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм 4595х1795х1735 4685х1814х1531
Колесная база, мм 2640 2679
Клиренс, мм 220 171
Снаряженная масса, кг 1513 1522
Объем топливного бака, л 60 55
Объем багажника, л 505–1564 588–1718
Шины 225/60R17 225/50R17
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 196 216
Разгон до 100 км/ч, сек. 9,9 7,8
Расход топлива, л/100 км
Городской/загородный/смешанный цикл 10,9/6,7/8,2 8,5/5,9/6,9
Выбросы СО2, г/км, эк. класс 190, Euro-5 н/д, Euro-6
Стоимость автомобиля, руб.
Базовая версия модификации, участвовавшей в тесте 2 179 900 1 854 000

Безопасность

Skoda Octavia Scout

Subaru Forester

Оснащение системами безопасности
  Subaru Forester Skoda Octavia Scout
Фронтальные подушки безопасности + +
Боковые подушки безопасности + +
Шторки безопасности + +
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира +/– O/–
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров
Система стабилизации ESP + +
Антипробуксовочная система TCS + +
Антиблокировочная система тормозов ABS + +
Brake Assist + +
Камера заднего вида O O
Парктроник O О
Система помощи при парковке
Светодиодные фары O
Ксеноновые фары +
Адаптивные фары
Система помощи при перестроении +
Система слежения за разметкой O
Система предотвращения попутных столкновений
Система распознавания дорожных знаков
Система контроля усталости водителя
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении + +

Фотобонус

Видеобонус

Читайте также на Дроме

75614
230

Сравнительный тест Mitsubishi Outlander и Subaru Forester. Японские разборки

84931
126

Тюнинг пикапа Toyota Hilux. Великое превращение

139405
312

Тест-драйв обновленного внедорожника Lexus LX. Фильдеперсовый

96300
691

Лада Веста и новые встречи: вежливая полиция, Веста Кросс и пробег по Югу

140037
179

Тест-драйв Toyota BXD10 Mega Cruiser. Сумоист на службе

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ