Главной премьерой марки Lexus на автосалоне в Женеве станет гибридная версия купе LC, но для японцев это не просто модификация будущей серийной модели. Гибридный LC 500h окажется первым носителем новой архитектуры, которую распространят на все модели марки, а сама конструкция обещает еще более эффективное соотношение динамики и экономичности. Так называемый многорежимный агрегат Multi Stage Hybrid System разработан специально для быстрых моделей, а по энерговооруженности будущее гибридное купе не уступит даже быстрым спорткарам.
При чем тут гибрид? Дизельгейт, по словам главы Lexus Europe Алана Юттенховена, явно показал, что в перспективе дизельные моторы не станут более чистой альтернативой бензиновым. Когда Lexus впервые вывел на рынок гибридный автомобиль, многие посчитали это чудачеством, но сегодня марка удерживает 45% европейского рынка гибридомобилей и имеет бензо-электрические модели почти во всех сегментах рынка, которые давно уже пользуются спросом не только у техно-гиков.
«Мы начали раньше других, и теперь у нас полная линейка», – напомнил Юттенховен. Гибридный спорткар, отметил он, – естественное продолжение этой идеологии. В стандартном исполнении купе LC оснащается 5,0-литровым V8 с отдачей 477 л.с. и 430 Нм в комплекте с 10-ступенчатой АКП. Гибридный вариант если и медленнее, то ненамного: агрегат с суммарной отдачей в 355 л.с. разгоняет купе до 100 км/ч менее, чем за пять секунд.
Новая платформа GA-L, на которой построено купе, изначально предполагала гибридную версию. Компоновка вполне классическая: силовой агрегат спереди, привод – на задние колеса. Блок тяговых батарей размещен за спинками сидений максимально низко – так, чтобы сместить центр тяжести как можно ниже и ближе к центру кузова. Благодаря этому у гибрида лучше развесовка, поскольку двигатель легче, а тяжелые батареи расположены в центре конструкции. Правда, сами батареи весят лишних 50 кг, зато японцы впервые в своей практике применили литий-ионные элементы.
Вместо тяжелой «восьмерки» у LC 500h бензиновый мотор V6 3,5 л мощностью 299 л.с., работающий по экономичному циклу Аткинсона. Но почему не более компактный и легкий турбомотор?
«Атмосферный мотор — достаточно хорошее решение», — парировал главный инженер Lexus Коджи Сато. — Турбина потребует более сложного оборудования, и не факт, что рабочий диапазон такого мотора будет полностью удовлетворять требованиям гибридной силовой установки». А она, как говорят японцы, работает уже по другим принципам, нежели привычный Lexus Hybrid Drive.
Сато называет новую схему Multi Stage Hybrid System первым в мире многорежимным гибридом. Его изюминка – в трансмиссии. Если в системах прежнего поколения два электромотора были связаны с двигателем и трансмиссией посредством планетарных передач, а тяга, приходящая на колеса, почти не зависела от оборотов мотора, то теперь крутящий момент на заднюю ось передается через компактную 4-ступенчатую коробку передач с гидротрансформатором. В корпус трансмиссии японцы упаковали и оба электромотора, и сцепления, и АКП. Меняя обороты бензинового двигателя и варьируя степень помощи электромоторов, электроника может имитировать любое передаточное отношение. С точки зрения водителя купе может ехать по-вариаторному плавно, меняя передаточное число, либо имитируя фиксированные передачи. В ручном режиме таковых предлагается десять при всего четырех физических, и это первый гибридный автомобиль, в котором водитель может вручную переключать передачи.
На одной только электротяге гибридный LC 500h способен проехать до 140 километров. Как и прежде, гибридная силовая установка исключает подзарядку от розетки, и в этом смысле это вполне традиционная схема. Делать системы типа Plug-in Hybrid, сама идеология которых не предусматривает использования двигателя внутреннего сгорания для подзарядки батарей, японцы пока отказываются. Глава Lexus Europe Алан Юттенховен объяснил, что покупателей гибридных машин привлекают налоговые льготы и возможность обладания необычной техникой, а вовсе не желание ездить на экологически чистом транспорте.
«Половина электроэнергии в Германии добывается путем сжигания тех же углеводородов. Вы просто переносите выхлопную трубу подальше от автомобиля, но к заботе об экологии это имеет мало отношения», — рассказал Юттенховен.
Гибрид с точки зрения Lexus должен быть не только энергоэффективным, но и независимым от инфраструктуры. Такой ездит в привычной системе дорог и заправок, а подзаряжаемые машины всегда привязаны к розетке — иначе в них нет никакого смысла, подчеркнул топ-менеджер: «Если у вас нет розеток, где вы можете постоянно подзаряжаться, то какой вообще смысл покупать гибридный автомобиль и возить с собой большую батарею – дорогую и тяжелую?»
Серьезным прорывом с точки зрения экологии глава Lexus Europe считает технологии топливных ячеек, и инфраструктурные проблемы на нынешнем этапе развития этой технологии его не пугают. «Производство водорода – очень простой процесс», – уверен Юттенховен, который видит в топливных ячейках не только экологическую выгоду, но независимость от нестабильной нефтяной отрасли.
Собственную водородную технологию Lexus обкатывает на концептуальном седане LF-FC, который впервые представили осенью прошлого года в Токио, и который японцы обещают вновь продемонстрировать в Женеве. Машину прочат в наследники флагманского седана LS, но о серийном водородомобиле речь пока не идет. Седан нового поколения наверняка заимствует предложенные стилистические решения, а сама технология выйдет на рынки не раньше 2020 года.
Большой седан японцы выбрали для демонстрации компоновочных возможностей водородной схемы, чтобы показать ее гибкость. Силовая установка расположена сзади, блок управления мощностью – спереди, электродвигатели – на задней оси и в передних мотор-колесах. Баки с запасом водорода располагаются в тоннеле пола и за задними сиденьями. Результат – идеальное распределение веса и просторная и удобная компоновка салона.
Концепт оснащен системой автономного вождения. На данном этапе японцы ограничивают ее функционал до движения по шоссе с возможностью обгонов и перестроений, но не исключено, что к 2020 году законодатели дадут производителям возможность использовать полноценные системы автопилота. Еще одна перспективная технология – система бесконтактного управления, с которой водитель сможет жестами настраивать параметры бортовой электроники, вращая виртуальный шар-контроллер, проецируемый на центральный тоннель.
О том, когда на рынок выйдет новый LS, и какие из предложенных технологий дойдут до конвейера, японцы не говорят. Пока на повестке дня лишь гибриды. Продажи купе Lexus LC 500h обещают начать весной следующего года одновременно с бензиновой версией. Предварительный ценник – не менее 100 тыс. долларов. Впрочем, российские поклонники марки гибридного купе могут так и не дождаться — решение о поставках в Россию будет принято позже.