Минфин предлагает с апреля во второй раз за год повысить акцизы на топливо — на 2 руб. с литра бензина и 1 руб. — дизтоплива. Это приведет к пропорциональному росту цен, которые с начала года в части регионов даже упали.
О подготовке законопроекта о повышении акцизов на топливо РБК рассказал чиновник Минфина и подтвердил его официальный представитель. Акцизы предполагается увеличить с 1 апреля на 2 руб. на литр бензина и 1 рубль — на литр дизельного топлива.
По словам источника в Минфине, идея повышения акцизов обсуждалась на совещаниях внутри ведомства, обсуждения с нефтяными компаниями еще не было. Окончательные цифры роста акцизов еще могут измениться, предупреждает он. Цель повышения — повысить поступления в бюджет из-за дефицита, вызванного низкими ценами на нефть, поясняет собеседник РБК.
«На прошлой неделе на совещании у премьера Дмитрия Медведева приняли решение с 1 апреля повышать акциз на бензин на 2 руб. на литр, на дизель — на 1 руб. на литр. У президента такое решение подтвердили», — рассказал РБК высокопоставленный федеральный чиновник. По его словам, основание — цены на топливо должны упасть из-за падения цен на нефть, поэтому можно взять с рынка дополнительные деньги. Минэкономразвития согласно на рост акцизов только на 1 руб., добавил он.
Официальный представитель Минфина подтвердил РБК подготовку законопроекта. «Решение не раз обсуждалось в правительстве, и хотя оно окончательно не принято, проект закона подготовлен. В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды», — сообщил он. С падением нефтяных цен при прочих равных условиях цена на бензин на внутреннем рынке должна снижаться, говорит он. С учетом этого, по оценке Минфина, рост акцизов серьезно не скажется на розничных ценах. «Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их», — обещает он.
Первым о планах роста акцизов на бензин и дизельное топливо 26 января рассказал вице-премьер по ТЭКу Аркадий Дворкович. «Среди предложений ведомств есть отдельные пункты, касающиеся роста акцизов на бензин и дизельное топливо», — говорил он. Он также упоминал о планах роста дивидендов госкомпаний, которые позже подтвердили Минэкономразвития и Росимущество.
Представители Минэнерго и Минэкономразвития говорят, что не слышали об инициативе Минфина увеличить акцизы на топливо. Источник в администрации президента знает, что планы по повышению акцизов обсуждаются и подтверждает цифры Минфина, но сомневается, что министерство успеет провести такое решение через Госдуму к 1 апреля, так как для вступления закона в силу требуется опубликовать его уже к 1 марта, перед этим обсудив с участниками рынка. По его мнению, раньше 1 июля такое решение провести будет проблематично.
О планах повышения акцизов знают и источники РБК в «Роснефти» и «Газпром нефти». Правда, последний слышал о планах до конца первого полугодия повысить акцизы только на дизельное топливо. Сотрудник ЛУКОЙЛа, курирующий продажи бензина, отрицательно относится к повышению акцизов на топливо. «Мы за статус-кво в этом вопросе. Спрос на бензин и так падает вплоть до того, что приходится проводить акции на заправках, чтобы удерживать клиентов. Дополнительная налоговая нагрузка может повлиять на спрос в худшую сторону», — считает он. В пресс-службах ЛУКОЙЛа и «Роснефти» от комментариев отказались.
В этом году по предложению Минфина акцизы на топливо уже повышались: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 руб., до 7,53 руб. за литр, а на дизтопливо на 20,3%, до 4,15 руб. за литр. «Нигде в мире нет такой большой налоговой нагрузки на рынок нефтепродуктов, как в России. Последние годы акцизы на топливо растут ежегодно, а тут, по сути. предлагают повысить его второй раз за год, указывает генеральный директор компании «Солид — товарные рынки» (трейдер по продаже нефтепродуктов) Илья Мороз.
Последний раз дважды за один год акциз рос в 2013 году — в январе и июле, напоминает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Но рост был незначительным: в январе акциз вырос только на бензин 4-го класса (на 1,7 руб. за литр), а на бензин 5-го класса — снизился (на 1,68 руб. за литр), а в июле повышение было незначительным — всего на 0,4–0,6 руб. за литр.
По оценке Росстата, в 2015 году инфляция в РФ составила 12,9%, цены на бензин поднялись на 4,8%. С начала 2016 года цены на бензин не росли, и в некоторых регионах даже немного падали. Так, средняя розничная цена на бензин АИ-92 на АЗС Москвы, по данным Московской топливной ассоциации, на 1 февраля 2016 года составила 34,43 руб. за литр, снизившись за неделю на 2 коп., АИ-95 — 37,09 руб. (упала на 7 коп.), дизельного топлива — 35,44 руб. за литр (упала на 1 коп. за неделю).
В случае роста акцизов нефтяные компании будут стараться быстро переложить их в розничную цену бензина, замечает Турукалов. Рост акциза на бензин на 2 руб. на литр поднимет розничные цены на «сопоставимую величину», предупреждает Турукалов.
Если решение (о росте акциза на 2 руб.) будет принято, а внутренняя цена на бензин из-за падения мировых цен на нефть не снизится, то рост цен на бензин может быть до 3 — 3,5 руб. за литр, говорит высокопоставленный федеральный чиновник. По его словам, это компенсация отмены индексации по системе «Платон», которая, как и акциз, является источником дорожных фондов (сейчас в правительстве обсуждается, до какой даты отсрочить повышение платы по «Платону»).
Дворкович ранее говорил, что цены на бензин в 2016 году не должны вырасти выше уровня инфляции. По его словам, в правительстве рассчитывают, что рост цен на топливо не превысит 10%.
Начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин пока не знает о планах увеличить акцизы на бензин и дизтопливо: «документов на согласование не было». По его мнению, любое увеличение акцизов в очередной раз приведет к росту стоимости нефтепродуктов. «Мы выступаем против излишней нагрузки на отрасль в части налоговой составляющей. Но надо смотреть, что предлагает Минфин», — добавил он. Он напомнил, что в конце 2014 год президент Владимир Путин обещал, что в течение трех лет не будет увеличения налоговой нагрузки.
Председатель думского комитета по энергетике Павел Завальный полагает, что акцизы на топливо целесообразно увеличить при условии отмены транспортного налога. «Несправедливо, если транспортный налог платят автолюбители, которые редко ездят, наравне с дальнобойщиками. Акциз — это региональный налог, таким образом, в случае такой корректировки налоговой нагрузки региональные власти получат дополнительные поступления налогов в дорожные фонды», — сказал депутат РБК.