В прошедшие выходные на автодроме Смоленское кольцо стартовал новый сезон Российской серии кольцевых гонок — СМП РСКГ. Это уже третий сезон, как в российское кольцо пришли новые организаторы — команда Олега Петрикова, талантливого пилота и руководителя автодрома Смоленское кольцо — и новые промоутеры в лице SMP Racing. Многое за последние годы изменилось и, безусловно, эти изменения будут происходить и дальше — в поисках наиболее удачного формата как для участников, так и для зрителей.

Приятно, что, наконец, заработал официальный сайт телевизионного вещания для серии — smp-rskg.tv, где можно наблюдать как прямые трансляции, так и записи прошедших этапов. Здорово, что картинка этих показов информативна и эстетична и соответствует европейскому стандарту.

Молодцы и в том, что постоянно придумывают новые «фишки» для зрителей и болельщиков — как, например, возможность скачать (на данный момент бесплатно) программу, установить ее на компьютер или телефон и с помощью специальных очков проехать виртуальный круг с пилотом РСКГ по любой гоночной трассе из списка чемпионата.

Класс Юниор

Уже второй год подряд в рамках кольцевой серии проходят заезды юниорского класса. И пусть стартовая решетка не ломится от участников, это — шанс для подростков сделать шаг во взрослый автоспорт. Так, на первый этап было заявлено 4 участника, но на старты вышло всего двое — один из оставшихся неправильно подготовил документы, а другой начнет свои выступления с этапа в Нижнем Новгороде.

Что касается класса юниоров — пока, за неимением глобального спонсора, ребятам приходится ездить за свои деньги, и хотя расходы для них постарались сократить до минимума, все равно за сезон набегает приличная сумма. Тем не менее, им предоставлена возможность участвовать на практически гражданских автомобилях (но с каркасом безопасности, системой пожаротушения и отключателем массы — по требованиям класса Национальный пятилетней давности), покупать шины по себестоимости (это чуть более 2 тысяч рублей за покрышку), и оплачивать минимальный стартовый взнос.

По словам организаторов, они ведут непрерывные поиски спонсора под юниорский класс, но задача эта в наше время не из простых. Но для привлечения участников в класс дополнительным стимулом может стать возможность получения звания — кандидата в мастера спорта, а в ближайшие годы речь идет о том, чтобы поднять соревнования до уровня Кубка РАФ или Кубка России.

В своем интервью Влад Незванкин, руководитель Lada Sport LLC, сообщил, что в этом сезоне класс юниор вполне возможно обзаведется собственной гоночной техникой. В свое время для казанской трассы было произведено 12 автомобилей Lada Granta Юниор, так что есть вероятность, что на трассах в Нижнем Новгороде и Казани молодежный класс будет стартовать именно на этой технике. Однако, на данный момент данное решение еще не получило документального оформления.

Зато официально обнародовано другое приятное заявление: победитель в классе Национальный по итогам года получит ценный приз: автомобиль Lada Kalina Sport.

Новая система начисления очков

Тонким моментом стало изменение системы начисления очков в гонках. По инициативе Российской автомобильной федерации РСКГ были вынуждены перейти на систему, по которой победитель получает 100 очков, второму месту присуждается 96 очков, затем 92 и так далее с шагом в четыре балла.

По словам представителя РАФ Кирилла Случевского, эта система позволит всем спортсменам набирать очки за каждый этап (раньше использовалось начисление как в Формуле 1 — от 25 баллов и меньше), как происходит, например, в американских гонках. Но есть и существенная разница. Если, например, в Индикаре шаг между первыми тремя местами в 10 баллов, и разница между первым и четвертым местом составляет почти 40 очков, то при новой системе в РСКГ разница будет всего 12 очков, а это значит, что сам смысл победы будет обесценен. Тем более, что дополнительно в российских гонках будут начислять очки также за поул-позицию (единожды в классе за уикэнд) и за лучшее время круга (в каждой гонке), что может тем более привести к уравниванию результатов.

Нельзя сказать, что пилоты Российской серии довольны новой системой, но решение в РАФ уже принято и деваться некуда. Тем не менее, руководитель серии Олег Петриков сообщил, что некий компромисс совместно со спортсменами они все же нашли: из общей суммы очков будет вычитаться «стоимость» одного худшего этапа. Это поможет хоть как-то восстановить справедливость на треке.

Участники и команды

Вот уже второй год подряд благодаря большому количеству участников, этапы серии состоят из трех основных заездов в день (не считая юниоров). Это объединенные классы 2000 — туринг и суперпродакшн, а также выступающие с 2015 года раздельно Туринг-лайт и Национальный. Всего же в прошедшие выходные на старт вышло 54 пилота, и это явно не предел: в большинстве из этапов участвуют также и другие спортсмены, выходящие на трассу разово или от гонки к гонке. Например, по итогам 2015 года в заездах РСКГ приняло участие 84 пилота.

В этом году больше всего участников из Санкт-Петербурга — вполне возможно, что на популярности серии в Северной столице отразился и тот факт, что среди организаторов работает Михаил Коновалов: боевой пилот, известный своим участием в знаменитой гонке грузовиков — европейском чемпионате Truck Racing, этап которого проходил на Смоленском кольце в течение нескольких сезонов. Чуть меньше пилотов из Москвы и традиционного Тольятти. Вообще же география представлена здесь очень широко.

Одна из самых сильных команд в серии — Lukoil Racing Team, представленная в классе туринг сразу тремя автомобилями Seat Leon, и тремя сильными пилотами — Алексеем Дудукало, Николаем Карамышевым (которые имеют весьма внушительный опыт участия в европейских чемпионатах) и Романом Голиковым — вице-чемпионом прошлого года.

Однако конкуренцию им неожиданно составил Дмитрий Брагин, пилот команды Таиф Моторспорт при технической поддержке АМГ Моторспорт.

Помимо трех прошлогодних Seat Leon класс пополнился двумя боевыми машинами международной серии TCR, а еще три были построены специально для участия в РСКГ. Так, например, Лев Толкачев выступает на автомобиле, на котором в прошлом году выиграл чемпионат TCR Стефано Камини. Понятно, что это прошлогодние машины, но есть специальные комплекты — киты, которые позволят довести устаревшие автомобили до современных спецификаций.

Здесь отдельно хочется упомянуть о том, что руководитель Европейской серии TCR Марчелло Лотти в этом году учредил специальные призы для национальных серий в рамках расширения сотрудничества по автоспортивной программе. Теперь в различных странах, в том числе и в России, победитель по итогам сезона, выступающий на соответствующей технике — например, современных Seat Leon — отправится в Старый Свет на финальное награждение пилотов TCR EUROPEAN TROPHY.

Если в классе туринг на старт выходят одни только Сеаты, то вот в суперпродакшене участвуют несколько моделей машин — Honda Civic, Subaru BRZ, Lada Granta и Mazda 3 (после отсутствия Mazda снова вернулась в серию). Несмотря на разные конструкции все эти автомобили были приведены к близким характеристикам благодаря системе BALANCE OF PERFORMANCE , а их индивидуальные особенности не позволяют заранее предсказать исход борьбы.

В национальном принимают участие только автомобили, производящиеся на территории России — это LADA Kalina первого и второго поколений, седаны Volkswagen Polo и Kia Rio. Зато здесь участвует сразу все три пилотессы из общего числа участников. Опытная и бывалая Наталья Гольцова, а также Юлия Струкова и Анна Александрова.

Но самый пестрый класс — это, конечно, туринг-лайт. Здесь представлены и LADA Kalina NFR, и Kia Rio, и Renault Twingo, и Peugeot с моделями 207 и 208, а также Volkswagen Polo и Ford Fiesta. Не обошлось и без скандала. Андрей Севастьянов, пилот и руководитель команды B-Tuning, в этом году не вышел на старты российского чемпионата, так как считает, что не все автомобили в классе соответствуют техническому регламенту. Речь идет о двух ярко-желтых Lada Kalina NFR, выступающих под лицензией команды Lada Sport Rosneft. Эти автомобили выходили на старты и в прошлом году, что вызвало ряд официальных запросов от B-Tuning в Российскую автомобильную федерацию, которые так и остались без ответа. Не добившись правды, Андрей решил не тратить деньги на выступления, а сконцентрироваться на подготовке автомобилей для других пилотов.

В классе туринг-лайт выступает и победитель третьего конкурса «Народный пилот», организованного Академией Ралли и порталом «Мотор». 21-летний Иван Костюков за победу в конкурсе получил бесплатное выступление в пяти из семи этапов РСКГ на Polo sedan в окраске технического партнера команды B-Tuning.

Самый молодой участник соревнования — 17-летний Денис Булатов — отличается правильно-агрессивным стилем вождением и явным желанием победить. Во время заездов первого этапа он неоднократно ставил под сомнение авторитет Дмитрия Брагина и даже демонстрировал лучшее время. А по итогам этапа Денис разделил 2-3 места с Ильдаром Рахматуллиным.

Гонки

Два дня заездов были наполнены различными событиями. И если субботние заезды прошли относительно спокойно, то вот в воскресенье пилоты стартовали по реверсивной решетке, и победители квалификации должны были прорываться вперед из середины пелотона. Традиционно это сопровождается красивыми обгонами и нередко контактной борьбой, авариями и вылетами. Впрочем, именно на это и приходят посмотреть зрители.

В субботу основная борьба развернулась в классе Суперпродакшн между Андреем Юшиным и Владимиром Стрельченко — но только за четвертое место. А после столкновения Стрельченко пришлось удовольствоваться и вовсе лишь шестой позицией. Еще одно столкновение — Виталия Ларионова с Владиславом Незванкиным — вывело из борьбы обоих участников. Победителем в классе стал Максим Чернев, а в Туринге — Дмитрий Брагин.

В Туринг-лайте красивое противостояние развернулось между тем же Дмитрием Брагиным (который успевает выступать сразу в двух классах) и молодым Денисом Булатовым. Денис даже смог лидировать в гонке — но не долго: Брагин вернул позицию и больше ее не упускал.

В Национальном, самом объемном классе, где на старт вышло 18 пилотов, и борьба была нешуточная. Один из пилотов — Глеб Кузнецов — даже назвал Национальный классом Эмоциональным — столько обгонов и контактной борьбы происходит в ходе гонки. Самой надежной позицией здесь оказался поул и последующее лидерство, которые достались на долю Романа Агошкова, а вот за его спиной кипели страсти. Василий Кораблев со второго места откатился на 7-е, затем поднялся на 4-е, а затем и вовсе сошел после вылета в гравий. Глеб Кузнецов, «бодавшийся» с Натальей Гольцовой, также сошел по техническим причинам. Еще один технический сход был у Народного пилота Ивана Костюкова. Несколько гонщиков получили штрафы.

Воскресная гонка Национального была не менее захватывающей и полной неожиданностей. Роман Агошков прорвался на второе место с 10-й позиции, Владимир Шешенин с девятого попал на четвертое, но самый удивительный прорыв совершил Глеб Кузнецов: он отыграл 12 позиций и стал пятым!

В классе Туринг-лайт самая напряженная борьба происходила между Михаилом Митяевым и Андреем Масленниковым, претендовавшими на первое место в гонке. Но на 11-м круге KIA Rio Масленникова не выдерживает: сзади начинает валить плотный белый дым, и пилот останавливается у пожарного расчета. Продолжающийся спор между Брагиным и Булатовым — на этот раз за 3 место — опять закончился в пользу Брагина, однако, есть ощущение, что это ненадолго, уж слишком рвется Денис к лидерству. А нынче стало модно побеждать семнадцатилетним. Красивую езду показал и Владимир Черевань, поднявшись до четвертого места.

В объединенной гонке 2000 победители стали понятны практически в самом начале. В туринге на подиум поднялись сразу все три пилота команды Lukoil, а вот Дмитрию Брагину не повезло. После контакта с Толкачевым он уже не мог конкурировать с остальными. В суперпродакшене победа вновь досталась Максиму Черневу. Вновь не улыбнулась фортуна и Виталию Ларионову — после борьбы за 4-ю позицию он откатился назад. Трое участников сошли так и не доехав до финиша.

Результаты 1 этапа СМП РСКГ-2016

Место Пилот Автомобиль Команда Очки
Класс Туринг
1 Алексей Дудукало Seat Leon Lukoil Racing 198
2 Дмитрий Брагин Seat Leon Таиф Моторспорт 196
3 Николай Карамышев Seat Leon Lukoil Racing 188
Класс Супер-Продакшн
1 Максим Чернев Subaru BRZ Subaru Team 204
2 Антон Бадоев BMW 320i E46 A.M.G. Motorsport 188
3-4 Максим Симонов Lada Granta Lada Sport 176
3-4 Андрей Юшин Honda Civic личный зачет 176
Класс Туринг-Лайт
1 Дмитрий Брагин Lada Kalina NFR Lada Sport Rosneft 194
2-3 Ильдар Рахматуллин Renault Twingo SUVAR Motorsport 184
2-3 Денис Булатов Volkswagen Polo B-Tuning 184
Класс Национальный
1 Роман Агошков Kia Rio Спец-Автопласт Motor Sport 202
2 Владимир Шешенин Lada Kalina личный зачет 184
3-4 Ефим Гантмахер Lada Kalina Goltsova Racing 176
3-4 Виталий Примак Lada Kalina NFR Lada Sport 176

Фотобонус

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ