Этот Гран-при России был совсем не такой скучный, как предыдущий. Событий хватило бы и на парочку этапов Формулы 1, если не на три. И если в прошлом году все журналисты упивались красотой автодрома и его строений, старательно забывая о лишенном событий самом гоночном уикенде, то в этот раз было о чем поговорить и в спортивной составляющей. Несколько крупных аварий, удивительные факты в части спортивной организации — ну и, конечно, восхитительные придумки с ушанками вместо кепок на подиуме. Даже не знаешь, с чего и начать.
Про билеты, сувениры и цены
Многие «эксперты» прогнозировали, что нынче трибуны будут пустыми — мол, в прошлом году все съездили, посмотрели, в этом уже неинтересно будет. Впрочем, и сам Сочи Автодром еще в начале лета жаловался на не очень хороший спрос на билеты. В прошлом году покупали быстрее. Традиционно быстрее всего раскупают самые дешевые и самые дорогие билеты. В 2015-м они стоили от 5000 рублей в зону свободного размещения до 400 000 в Paddock Club. Самые дешевые трибуны обошлись бы в 11 тысяч. В этот раз за несколько дней до старта Гран-при организаторы анонсировали оставшиеся 333 билета, а в день квалификации не было уже и их.
Самое интересное, что те же «эксперты» говорили о том, что организаторы будут на пустые места привозить военных, детдомовцев и государственных служащих, а последние билетами получат премии. Но даже если и так, их энтузиазму не было границ: по окончании воскресной гонки толпы людей повалили с трибун на открывшуюся для зрителей трассу, чтобы посмотреть на церемонию награждения. Впрочем, и во время гонки трибуны были практически забиты. Картинки пустых трибун, появлявшиеся на некоторых сайтах, были сняты, скорее всего, в пятницу или субботу. С погодой в этот раз было сложно — в пятницу шел холодный дождь, в субботу с утра было солнечно, а затем погода вновь изменилась. Самые стойкие держались до последнего, но всему есть предел. В воскресенье погода наладилась, хотя в какой-то момент температура резко пошла вниз, а влажность, наоборот, вверх, и в боксах команд уже начали готовиться к дождю.
Олимпийский парк во время Гран-при России
Вид на падок
Конечно, Ф1 удовольствие не из дешевых. За месяц до начала российского этапа билеты из Москвы и обратно авиакомпанией Аэрофлот стоили порядка 30 000 рублей. Размещение в более-менее приличном отеле начиналось от 2500 рублей в день, а еще ведь нужно поесть, попить и потратиться на транспорт и приятные мелочи. Так что в среднем на человека получилось бы не меньше 50 тысяч рублей. Недешево.
Больше всего поражали, конечно, цены на сувенирную продукцию. Так, брендированная командная кепка стоила 5000 рублей, майки начинались от 7000 рублей, кофту с капюшоном можно было купить от 17 000 рублей.
Казусы и аварии
В этом году Гран-при запомнится многими яркими моментами.
«Отжиг» начался еще в пятницу, когда маршалам пришлось изрядно потрудиться, убирая разлитую техническую жидкость на полотне второго сектора трассы. И тут дело не в том, что жидкость неправильно убирали — разлито было не дизельное топливо, как озвучили официально, а гидравлическая жидкость из эвакуатора, так что технически все было сделано грамотно. Просто разлили жидкость накануне, а убирать начали с утра в день тренировок, из-за чего старт первой был отложен. Со второй тренировкой тоже были проблемы —из-за дождя. Решили проводить ее посуху, но погода имела другое мнение.
В пятницу же отличился кто-то из маршалов на посту, придумав, как сделать так, чтобы выставленный флаг не развевался по воздуху. Очень просто: к нижнему углу там прикрепили полную бутылку, прикрутив флаг к горлышку пробкой. Это было непрофессионально и опасно: ведь если бутылку сорвет ветром, и она попадет в проезжающую машину или пилота, последствия будут крайне неприятными.
Третья тренировка стартовала утром в субботу, но и в этот раз все сложилось неудачно. Через 35 минут Toro Rosso Карлоса Сайнса попал в серьезную аварию в 13-м повороте. Сначала у него был контакт со стеной левой стороной автомобиля, а затем он по прямой ушел в специальные ограждения TecPro. Эти сооружения из вспененного полиэтилена предусмотрены для трасс городского типа вроде Сочи Автодрома, где нет широких зон безопасности. Их задача — принимать на себя и гасить возможные удары.
Во время аварии автомобиль Сайнса залетел ПОД эти барьеры, вместо того чтобы въехать в них, и все тут же начали говорить об их несостоятельности, а также о том, что причина и в изначально слишком опущенных носовых обтекателях. Но дело в том, что перед непосредственным столкновением Toro Rosso лишился колеса, так что машина буквально «упала» на асфальт и именно поэтому поддела барьеры.
Также говорили о слишком медленной работе службы извлечения — пилота вынимали из машины почти 20 минут. А также о том, что на протяжении всего этого времени никто вне пределов спасательной команды не понимал, что с пилотом — ни команда, ни родственники, никто. В машине Сайнса была нарушена связь, а спасатели никакой информации не предоставляли.
Из-за аварии в субботу была отменена и первая гонка серии GP3 — ее перенесли на утро воскресенья. Это не слишком благоприятно сказалось на пилотах серии, которым пришлось в воскресенье ехать сразу две гонки.
Воскресная стартовая решетка Формулы 1
Воскресенье было феерическим. Красивое открытие, танцы матрешек и не только, девушки на стартовой решетке в костюмах, стилизованных под национальные кубанские, и многое другое. Чистый старт гонки, но уже почти сразу же — довольно жесткая авария Нико Хюлькенберга и Маркуса Эрикссона. Их, правда, растащили довольно быстро: за три круга. Через несколько кругов снова желтые флаги и машина безопасности: на этот раз отличился Ромэн Грожан, который не удержал машину в знаменитой затяжной дуге сочинского автодрома и на огромной скорости «убрался» в барьер безопасности. Пилот в порядке. В промежутке между двумя сейфити сходит лидер гонки Нико Росберг из-за проблем с педалью газа.
Ромэн Грожан и Пастор Мальдонадо (сзади)
Ближе к финишу все же допущенный к гонке Карлос Сайнс при контакте с ограждением ломает задний спойлер, кусок которого падает на трассу. Следующий за ним на некотором расстоянии Себастьян Феттель, проезжая по тому же отрезку, едва не сбивает выскочившего за обломком маршала, комментируя это словами «это очень смелый русский».
Ну и финиш гонки прекрасен и вполне соответствует всему уикенду. На последнем круге в борьбе за третье место трассу не поделили два финских парня — Кими Райкконен и Валтери Боттас. В итоге — авария, Боттас на этом завершает гонку, Кими доезжает до финиша, но получает штрафной проезд по питлейну в качестве наказания, а в случае невозможности его исполнить (на последнем-то круге!) — 30 секунд штрафа. Благодаря этому Даниил Квят поднимается вверх на две позиции, занимает пятое место и набирает нужные очки. У его партнера по команде Даниэля Риккардо — технический сход.
Безопасность
По поводу безопасности и оценки происходивших случаев в этом году свои комментарии дал человек более чем профессиональный. Александр Старостин — исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», председатель комиссии по медицине и безопасности РАФ, сертифицированный FIA инструктор по подготовке групп извлечения на территории национальных автомобильных федераций и, что самое главное, комиссар по безопасности Гран-при России Формулы 1 2014 года (chief safety officer).
В этом году в Сочи работала другая бригада спасателей. Александра Старостина и его специалистов на Гран-при не пригласили, и официальная версия замены бригады звучит так: «чтобы не создавать монополию». Другая версия — попытка экономии. Но обе версии объективно провалились. О монополии нельзя говорить, если речь идет о кадрах самой РАФ, экономия тоже вышла неудачной.
Вот что сказал Александр Старостин по поводу аварии Карлоса Сайнса:
«В этот раз всем повезло. Сама процедура по извлечению прошла нормально, но очень долго расчищалось место работы и долго обеспечивали доступ медикам: целых 11 минут. Мы знаем, что мозг умирает через шесть минут, и, если бы у Карлоса были серьезные травмы, через 11 минут его спасти уже не удалось бы. Работавшая бригада спасателей — профессионалы в своей области, но не знающие спортивной специфики, они впервые видели блоки TecPro и не знали, как с ними работать. Ребята из центра «Кубаньспас», руководство центра я знаю хорошо, это очень грамотные специалисты, но вот личный состав — это новое спасательное формирование с маленьким стажем и незнанием гоночной специфики. Они пока не готовы к такой работе, нужны наработки и опыт, которых еще нет. Кроме того, во время гонки не было нормального единоначалия. В этом году руководитель по безопасности — комиссар по противопожарным службам прошлого года, мой заместитель, он отлично знает свою специфику, но у него недостаточно опыта комплексного руководства и незнание некоторых нюансов. Кстати, это одна из причин неправильной уборки разлившейся на трассе жидкости с масляной основой».
«Насчет бутылки, подвешенной на флаге. Да, я согласен, что для четкого прочтения флагов иногда бывает нужен дополнительный утяжелитель. Но ведь можно изготовить или купить флаги, в край которых вшит специальный груз. Потому что бутылка, если слишком тяжелая, может перетянуть, например, флаг вниз и уронить его на трассу. Ее может сорвать с флага. Да и в принципе так не должен выглядеть флаг на картинке. Но любопытно другое: по словам одного из маршалов, этот способ официально был предложен им на специализированных семинарах».
«Насчет выбежавшего маршала. Мне сообщили, что эту команду отдали маршалу сверху, из штаба гонки. Она была передана старшему на судейском посту в момент промежутка между машинами, который был однозначно меньше предписанного регламентом 30-секундного промежутка. Так что маршал не виноват — он лишь выполнял указание».
Ну и к вопросу о маршалах. Вот уже второй год маршалы, работающие на трассе, не получают зарплату, а работают за еду и жилье. Что касается еды, то я лично видела, что в этом году некоторые бутерброды были с пенициллином.
В гостях у Infiniti Red Bull
Все же хочется рассказать немного и о приятном. В этом году мне повезло побывать на российском этапе Формулы 1 вместе с командой Infiniti Red Bull. Повезло потому, что благодаря этому у меня было больше возможностей пообщаться как с пилотами, так и с менеджментом команды, понаблюдать за квалификацией из боксов команды и узнать некоторое количество любопытной информации.
Например, всего в команде работают 60 механиков и инженеров — все они обслуживают два автомобиля Квята и Риккардо. Постоянно к каждой машине прикреплено 10 человек, остальные работают на два фронта.
По поводу моторов и Toro Rosso Крис Хорнер высказался однозначно: «Даже если они договорились по моторам с Ferrari, они все равно будут вынуждены уйти из Формулы 1, если уйдет Infiniti Red Bull. Мы одно целое, и они не смогут остаться без нас».
Про Квята и Риккардо говорят, что они совершенно разные по складу характера и склонностям, но оба — очень яркие личности. Квят всегда сосредоточен, очень серьезен и нацелен на результат. Например, в пятницу после практики он всегда допоздна задерживается в боксах и вместе с инженерами работает над машиной.
Риккардо более легкий по характеру, улыбается всегда, а не только когда видит фотографов.
Было очень интересно наблюдать их вдвоем в домике команды во время интервью. В то время как Даня общался с нашей группой и рассказывал о своих мыслях по поводу команды, моторов, политики на следующий год и предполагаемых изменений в регламенте на 2017 год, Риккардо разговаривал с другими репортерами. Кто-то попросил его спеть — он взял микрофон и начал что-то напевать, затем посмотрел на Квята и спел что-то вроде «ты русский, ты такой русский». Даня в шутку показал ему средний палец, а Риккардо опять засмеялся. Видно, что подобные перепалки возникают у них не впервые, но при этом никакой враждебности между ними нет.
У пилотов практически нет свободного времени в течение года. Единственный месяц, когда они предоставлены сами себе —это декабрь. Тогда они отдыхают. Все остальное время это либо гонки, либо тесты и работа над машинами.
За сезон у пилотов бывает по одному-два выходных, но это только в том случае, если гонки не проходят два уикенда подряд.
Имущество команды, привозимое на гонку, умещается примерно в 10 контейнерах. Первые грузы прибывают в понедельник или вторник, и команда начинает собирать боксы. Машины разобраны на части и тщательно упакованы. Каждая машина занимает один контейнер. На сборку Формулы отводится два дня, хотя ее можно собрать и за день.
Кстати, что касается продуктов питания и напитков, то 80% было закуплено в России в связи с продовольственными ограничениями на ввоз. В том числе рыба, мясо, овощи и вода. Но шеф по снабжению сообщил, что качество их вполне устроило, поэтому команда на это и пошла. Иначе вполне можно было оформить документы на ввоз для личного пользования.
И еще два слова про наших
Параллельно с Формулой 1 в эти дни в Сочи проходило еще две гонки поддержки — GP2 и GP3. В каждой из этих серий принимают участие российские пилоты.
В GP2 выступает российская команда Russian Time и пилоты Артем Маркелов и Митч Эванс, а Сергей Сироткин едет за итальянскую команду Rapax вместе с Робертом Вишою. Для русских эта гонка не задалась: авария Маркелова в первой гонке и лишь 13-е место во второй, Сергей Сироткин также не смог показать хороших результатов, тем не менее в личном зачете он пока идет на четвертой позиции.
В GP3 за команду Campos Racing на российском этапе выступил Константин Терещенко, но и у него финиш лишь в конце пелотона.
(слева направо) Сергей Сироткин, Артем Маркелов, Даниил Квят и Константин Терещенко
Кстати, многие искушенные зрители приходят посмотреть именно на эти гонки. Во-первых, звук у этих формульных машин намного больше радует ухо благодаря двигателям старого образца, а во-вторых, здесь подчас разворачивается борьба и схватка за подиум намного серьезнее, чем в Ф1. Ну и именно отсюда приходят молодые пилоты в Ф1. Судя по тому, как обстоят дела в этом году в Королевских гонках, на этот раз обойдется без пополнения, однако Стоффель Вандорн, досрочно завоевавший подиум в GP2, продемонстрировал свои недюжие таланты и вполне может через год, например, получить весьма интересное предложение.
Календарь 2016
Календарь на следующий год уже утвержден. Гран-при России перенесли на весну 2016 года. Точные даты — 1 мая. Так что теперь времени до старта почти в два раза меньше, чем было. К тому же зампред правительства РФ Дмитрий Козак обмолвился, что следующий Гран-при будет ночным.
Будем надеяться, что все же не следующий, а в 2017 году, ибо проложить дополнительное освещение вокруг трассы (а для ночного Гран-при это необходимо в соответствии с требованиями ФОМ) — дело не только весьма затратное, но и непростое. Сергей Воробьев, промоутер российского этапа, правда, сказал, что «если задача будет поставлена — будем ее решать», но надеюсь, что до этого не дойдет. Должен же разум возобладать.
Зато в следующем году будет еще один «почти российский» этап — в Баку. Изначально его планировали на 19 июля, но затем слегка одумались и перенесли на месяц раньше. Однако 17-19 июня машины будут влипать в раскаленный асфальт не намного меньше.
Любопытно, как Берни Экклстоун объяснил первоначальную дату Гран-при Европы в Баку: «Для новых этапов я в качестве даты всегда использую дату рождения кого-либо из своих родственников или друзей. В этот раз я взял дату рождения своей тещи». Для дела было бы лучше, чтобы теща родилась в марте или апреле…