D1NZ, национальный чемпионат Новой Зеландии по дрифтингу, несмотря на географическую удаленность страны от материков можно ставить по уровню организации и подготовки пилотов и техники на одну ступень с японским D1GP, Formula Asia и американской серией Formula Drift. Уже десять лет его организовывает Брэндон Уайт. Пилоты в стране, где огромное количество гоночных треков, пользуются своими возможностями тренироваться со всем энтузиазмом. Автомобильная культура здесь находится на высоком уровне, и количество гоночных автомобилей на квадратный километр заставляет сердце биться чаще от ощущения того, что ты не просто близко к этому территориально, ты живешь этим каждую минуту.
Здесь можно по дороге на работу встретить эвакуатор с дрэгстером. Увидеть в боковое стекло огромное аэрокрыло топ-фьюэлера в гараже. На какой-нибудь площадке заметить группу товарищей, ковыряющихся в сияющем хот-роде небесно-голубого цвета. Услышать, как хлопают в соседнем здании лаунчем, потому что там установлен диностенд и в этот момент на нем настраивают очередной тюнинг-проект. Воздух вокруг пропитан атмосферой тюнинга и, наверное, поэтому его хочется вдыхать полной грудью.
Город Тауранга, где на прошлой неделе прошел этап D1NZ, можно назвать новозеландским Малибу. Тихое, солнечное место, отделенное от основной части Северного острова горным хребтом. Чтобы сюда добраться, необходимо преодолеть километры извилистого серпантина узких живописных дорог. Можете представить себе курортный город на побережье, где все прекрасно с экономикой и экологией? Это Тауранга.
Я сказала — солнечная и теплая? Как я ошибалась. В первый из двух дней соревнования я всерьез полагала, что Тауранга нас ненавидит. Вместо клубов дыма и «аромата» тертой резины зрители получили шквал воды и с неба и из-под колес практикующихся пилотов.
Трасса
Трасса в Тауранге это не профильный трек, а территория стадиона ASB Baypark — огромная площадка, где выставлены блоки на усмотрение организаторов. То есть никто не может похвастаться тем, что это его домашний трек, и он его проезжает на четвертой передаче с закрытыми глазами. Все оказались в равных условиях перед этими грозными бетонными блоками и их топографией. И все это в грозу.
Участники, мне показалось, даже обрадовались дождю. Никогда дрифт не был таким бюджетным. Полное отсутствие расхода резины, великолепное охлаждение мотора, никакой проблемы с инициацией заноса — мечта, а не условия. Договориться бы еще с блоками, чтобы не стояли на пути.
Я, экипированная согласно погодным условиям, все же не решилась выйти на трассу и снимала эту водную феерию из судейской палатки. Несмотря на то, что у меня все время была крыша над головой, я умудрилась промокнуть до нитки. Можете представить, какой силы там шел ливень!
Поэтому пока энтузиасты-участники не наломали своих дров, организаторы приняли нестандартное решение для дисциплины, которая не зависит от погодных условий, — отменить квалификацию класса Pro-Sport, запланированную на первый день, и закрыть трассу из соображений безопасности. Все радостно взвизгнули и побежали сушиться и греться.
Классы
В этом году все смешалось в зеландском дрифте. Класс младшей лиги Pro-AM стал называться Pro-sport, некоторые участники из Pro-sport перешли в Pro — топовый профессиональный класс, а в младшем классе появилось множество совершенно новых участников, в то время как несколько топ-драйверов Pro-класса вообще сделали перерыв. Постоянные герои подиума, например, Гэз Уайтер и Эндрю Редвард, не ездят в сезоне. Таким образом, если D1NZ хотели обновиться и стать интереснее, у них это получилось — они обновились как минимум наполовину.
Новые машины
В первую очередь хочу и обрадовать, и огорчить поклонников BMW. Дэйном Тимплман пересел с Mazda RX-7 на построенную к сезону BMW. Но остался верен себе и по-прежнему под капотом у Дэйнома неубиваемый 2JZ-GTE. Выглядит автомобиль потрясающе свежо и модно среди всех Сильвий и SX-ов.
Мой давний приятель по трек-дням, Киеран Стюарт, которого так никто за пять лет не смог переубедить, что почти стандартная Mazda MX-5 не предназначена для дрифта, решил в этом году сломать все стереотипы и, призвав в соратники силу инерции, собрался доказать всем, что они не правы.
Он заявился в Чемпионат и очень неплохо для полного отсутствия мощности под капотом едет в классе Pro-Sport. Отличный пример, когда технические недостатки успешно компенсируются навыками.
Еще один экземпляр — турбороторный Datsun1200 s/w 1972 года выпуска. Его 13b Bridgeport Turbo мотор выдает 600 лошадиных сил. Настоящий олд-скул, несущийся боком в клубах дыма и издающий надрывный роторный рев — это незабываемое зрелище, и эта машина, впервые участвующая в национальной серии дрифта, сразу обрела большую группу поддержки среди зрителей.
Машины из класса Pro в большинстве остались в том же сетапе, что и в прошлом году, но освежили раскраску и оделись в новые боди-киты. Одно из лучших преображений, на мой вкус, получилось у Брюса Тэннока. Его 13-я Silvia выглядит поистине фантастически в молочно-сером цвете и боди-ките rocket bunny.
Гости
Ночной раунд в Тауранге отметили своим присутствием иноземные гости. Австралиец Майкл Прозеник второй сезон выступает в новозеландском D1 на Nissan Silvia S13 с V-образным мотором.
Главной сенсацией этого этапа стал визит участника американской Formula Drift, Райана Терка. Компания DKM Fabrication построила 750-сильный Toyota GT86 Galore на моторе 2JZ-GTE.
Машина специально предназначена для приглашенных гостей типа Райана. Они будут пилотировать ее во время своих визитов в Новую Зеландию на D1NZ. На следующий этап ее пилотом заявлен Дайго Сайто.
Помимо GT86, Терка ангажировали для популяризации нового автомобиля Missile Mike.
Это только что построенный шоу-дрифт-проект, главной особенностью которого стал его внешний вид. А именно небольшая зенитная установка на крыше. Выглядит эпично)))
Основной день соревнований
Прогноз не обманул. Воскресенье, второй день соревнований, нас встретило улыбающимся солнцем и я, радостно вскочив с постели, воскликнула: «Ура, нас ждет потрясающий 12-часовой рабочий день под палящим солнцем с восемью килограммами фотооборудования на плечах!». И улыбнулась. И побежала скорее на брифинг — послушать, где можно стоять фотографам, где нельзя, какой вообще план на день и когда все закончится.
А планы были серьезными. Мы ведь вчера ничего не успели из-за дождя. Значит, на сегодня норма удваивается. В течение дня снова практика, квалификация обоих классов, шоу-программа райдеров, автограф-сессия, фото с «промодевушками». Как начнет темнеть — парад участников, заезды на выбывание и победные берн-ауты. Закончим примерно в десять вечера. Перерыв на обед? Нет, в это время у вас автограф-сессия. Все обедают, вы снимаете. Все просто, давайте, давайте, ребята. Уже десять утра.
К полудню трибуны заполнились зрителями. Несмотря на то, что D1NZ второй год организовывает live-трансляцию, тысячи человек предпочитают не сидеть дома перед телевизором, попивая лимонад. Они предпочитают жариться на трибунах, выстаивать километровые очереди сначала за фастфудом и напитками, потом в туалеты, но во что бы то ни стало видеть происходящее своими глазами. И я их понимаю.
Очень скоро траекторию прорезинили настолько, что трасса своими сцепными свойствами стала напоминать дрэг-стрип. Пилотам не самых мощных автомобилей было тяжело справиться с зацепом. Но, как ни странно, мощных крашей в этот раз не было.
А вот зрелищные краши были. Эден Омнет на Toyota Altezza прилетел в блок на скоростном участке у второго клиппинг-поинта.
Он всегда ездит «на грани», поэтому его победы и поражения в сражениях против бетонных блоков ведут счет в процентах примерно 70 на 30 в пользу Эдена. В этот раз был как раз тот случай из 30.
Ударившись задней частью о бетонный блок, Altezza эффектно взлетела, но при этом отделалась в основном косметическими дефектами и неприятной утечкой топлива. В этот момент команда спасателей срочно эвакуировала всех, кто находился в радиусе пяти метров от места аварии, и убедилась, что опасности возгорания нет.
Уже через час Эйден вовсю искал свой предел по трассе и в заездах на выбывание выиграл у Райана Терка.
Чему был несказанно рад. Думаю, уверенность Эдена в своих силах после этого случая выросла на несколько пунктов.
Квалификация по классам
Pro (топ-класс, профессиональная лига)
1. Фанга Дэн (Holden Commodore)
2. Кол Армстронг (Nissan Skyline)
3. Адам Дэвис (Nissan Silvia)
Pro-Sport (бывший Pro-AM, как у нас Street legal)
1. Джейс Браун (Nissan Silvia)
2. Чад Маккензи (Nissan Skyline)
3. Келвин Кларк (Nissan Laurel)
Вы можете задаться вопросом, чем отличаются два класса, Pro и Pro-sport. Pro-sport нельзя назвать начинающими. Их машины подготовлены немногим хуже, чем Pro, но это как раз те ребята, которые по-настоящему любят дрифт. Они участвуют, несмотря на то, что большинство машин выступают со свободными от наклеек спонсоров бортами.
Тянут расходы на себе, с помощью семьи и каких-то сбережений, но едут. Поэтому мне всегда особенно больно видеть, если разбивают машину из младшего класса. Это не просто гоночный инцидент, это трагедия одного человека и, возможно, конец мечты.
Во второй половине дня, когда солнце палило неимоверно, парк участников открыли для зрителей, и все устремились туда. Начался какой-то праздник вперемешку с хаосом.
Толпы людей с улыбающимися, красными от солнца лицами. Дети, которые по очереди сидят в боевых машинах и крутят рули, и их родители, сквозь слезы умиления снимающие это на телефоны.
Райан Терк, которого отгородили от поклонников сетчатым забором, разбрасывал подарочные футболки, а люди их наперебой ловили. Всем улыбался и разрешал делать селфи с собой в неограниченных количествах.
В это короткое время, пока на трассе тихо и все заняты подписыванием постеров, я поняла, что если срочно не попью воды, грохнусь от обезвоживания прямо сейчас и прямо здесь.
И я пошла (или поползла) к ларьку. Воды, говорю, пожалуйста, продайте воды. А они мне отвечают оттуда, из-под навеса своего: «У нас нет воды, хотите хот-дог?» :)))) «Ну хоть что-нибудь из напитков у вас есть?». «У нас есть энергетик». Вот, думаю, то, что нужно. «Дайте мне, пожалуйста, энергетик. Сколько? Шесть долларов? Вы с ума посходили тут на жаре?». Получаю вожделенный энергетик, но сразу вижу, что с ним что-то не так. Это не ожидаемая запотевшая баночкая, а пластиковый стакан и в нем ледяная шуга. Выяснилось, что это энергетик, взбитый со льдом. Причем энергетика там граммов 50, остальные 150 — ледяная субстанция. Мне, честно, было уже все равно, что там и по какой цене мне это загнали, я припала к трубочке и поняла, что… это вещество не пьется. Потратив изрядное количество времени, чтобы добыть, высосать, извините, хоть что-то, я вспомнила все слова, которые мне запрещали произносить в детстве. В результате пришлось выбросить недоеденный «напиток» и не знаю, писала бы ли я эти строки, если бы не дорогие организаторы и минздрав Новой Зеландии. Последние обязали, а первые организовали бесплатную воду на трибунах. Никому не нужны проблемы с тепловыми ударами и прочими последствиями жары, поэтому выставили диспенсеры с питьевой водой и пластиковыми стаканчиками. Спасибо какому-то парню на трибуне, который мне принес воды. Сама я это сделать не могла, так как фотографы находятся на территории трека, а зрители из соображений безопасности отделены от него забором.
Стоит ли вообще говорить, что самым востребованным товаром в палатках в этот день и на его исходе была обыкновенная питьевая вода?
Солнце начало клониться к горизонту, спустилась долгожданная прохлада, и пилоты выехали на парад участников. Было радостно видеть лица ребят, которые теперь выступают в профессиональной лиге.
Том Маршалл из ATJ Drift, ранее выступавший в Pro-sport, уже ко второму раунду смог забраться на подиум класса Pro, одолев опытного пилота из Австралии Майкла Прозеника.
Майкл вообще очень хорошо ехал весь уикенд. Зрелищный поединок состоялся между ним и Колом Армстронгом на Nissan Skyline. Майкл допустил контакт с Колом, но судьи присудили ему победу. Они пришли к выводу, что контакт случился по причине разворота самого Кола, а не по инициативе Майкла.
Тот же Прозеник стал героем «битвы уикенда», когда судьи назначали перезаезд с Адамом Хеджесом на Nissan Silvia. Это действительно была ювелирная работа со стороны обоих пилотов. Но все же судьи снова благосклонно склонили головы в сторону Прозеника.
Не повезло Майклу в заезде за третье место с Томом Маршаллом. В шаге от подиума Майкл сошел, а Том впервые поднялся на Pro-подиум D1NZ.
Дэйном Тимплмэн на BMW четко и без сомнений со стороны судейства дошел до финала. Один заезд в топ-16 против Даррена Келли чего стоит. Мне кажется, они настолько близко, что могут пожать друг другу руки.
В финале — против Нико Рейда на Nissan Silvia— Дэйном проиграл, а Нико впервые за свою карьеру встал на первую ступень Pro-подиума D1NZ.
Перед победными бернаутами, которыми всегда завершается этап D1NZ, я слышала разноплановые вздохи вокруг себя. Например, почему после столкновения победу отдали Прозенику, или почему Терк не выиграл, ведь он звезда. Но все эти посторонние шумы тут же начали тонуть в клубах дыма победы и гуле сжигаемой резины, становясь совсем незначительными, какими-то мелкими и далекими. Всем привет из Новой Зеландии!