Допинговые «скандалы» с нашими спортсменами стали темой зимы этого года. Недавно Мария Шарапова «провалила» допинговые пробы (про мельдоний все же в курсе?) — неординарное событие, сильно всколыхнувшее внимание к вопросу употребления в спорте химии. Казалось бы, в автоспорте ни о каком допинге речи быть не может, ведь в технических дисциплинах от человека не требуется показать силу мышц, их выносливость и слаженность действий, а значит повышать названные показатели не за чем. Так то оно, так… но вот у вас 24-часовой марафон или многодневка, или сложное ралли. Таких «или» очень много, а здоровье одно. Как справляются автоспортсмены со своими профессиональными нагрузками, как сохраняют внимание и чем поддерживают выносливость? Многим, думаем, было бы интересно узнать ответы на эти вопросы.

Как вы понимаете, даже неофициальный разговор на такую тему как допинг, пусть и с обещанием анонимности, не слишком располагает к открытости со стороны спортсменов. Но все же мы поговорили с целым рядом российских гонщиков, большинство из которых участвовали в международных гоночных сериях. Разговоры были непростые, некоторые из собеседников волновались, что подобный материал, даже без упоминания имен, вызовет ненужную волну активности, в том числе и в Европе. Но наша задача — не сделать сенсационный материал, а понять, нужны ли допинги в автоспорте на самом деле.

 
Главный вопрос — что такое допинг, и какие препараты можно к мену отнести.

Прежде всего, допинг — это НЕ наркотики. В официальном определении сказано, что «употребление допинга — это сознательный прием вещества с единственной целью — искусственно усилить физическую активность и выносливость на время спортивных соревнований».

Но поскольку даже аспирин при желании можно посчитать допингом, то Всемирный антидопинговый комитет постоянно публикует и обновляет список запрещенных препаратов — чтобы не было разночтений. И Международная автомобильная федерация (FIA) активно сотрудничает с антидопинговым комитетом на эту тему. Более того, проводит регулярные проверки. Например, в Чемпионате мира по эндурансу (WEC), особенно во время суточных марафонов, искушение «взбодриться» может быть особенно сильным. Некоторые пилоты, главным образом новички, находятся в таком напряжении, что спать не ложатся вообще. Нужны ли какие-то средства, чтобы поддержать себя?

Лично я видела, что спортсмены довольно активно употребляют энергетические напитки. Но с учетом того, что одна из крупнейших команд в Формуле 1 вообще носит имя «энергетика», понятно, что они не запрещены. Содержащиеся там вещества, безусловно, являются стимулирующими, но в списке антидопингового комитета их нет. По крайней мере, пока.

Точно так же до недавнего времени не был запрещен ныне скандально известный мельдоний — или милдронат, повышающий выносливость организма. Кстати сказать, я точно знаю, что в автогонках его тоже употребляли. Особенно во время марафонов.

Другой вопрос, что, как говорят сами гонщики, «нам и своей дури хватает» — на заряде энергии, которую дает само соревнование, продержаться можно довольно долго. А цена победы на допинге может оказаться слишком дорогой. Например, в Ле-Мане после финиша выборочно проверяют пилотов старшего класса LMP1 — на наличие запрещенных веществ.

В 2002 году чех Томаш Энге был дисквалифицирован в Формуле 3000 за обнаружение в моче следов марихуаны. Еще про одного пилота, француза, правда, выступающего в кузовной серии, говорят, что он не отказывает себе в кокаине, однако ни разу на этом не попадался.

В остальном же главным «допингом» являются солевые жидкости вроде Isostar — для поддержания электролитного баланса в организме.

Еще один вариант «допинга» — применение аспирина, особенно во время жарких соревнований, когда температура внутри салона автомобиля может достигать 60 градусов по Цельсию и выше. Как известно, аспирин разжижает кровь, которая сгущается при высоких температурах, и дает сердцу возможность лучше и легче функционировать. Так что теоретически и аспирин можно отнести к этой категории лекарственных средств.

Но в экстремальных условиях у каждого спортсмена есть свой рецепт. Например, Сергей Борисов, многократный призер чемпионата России по автокроссу, серий «Формула Русь» и RTCC, делится своим вариантом:

«С допингами не доводилось экспериментировать. Всегда возлагал надежды только на ресурс собственного организма, который активно укреплял изнуряющими процедурами. Классический тренажерный зал и регулярная русская баня (три раза в неделю), в которой я сидел, пока не поплохеет. Иногда даже пытался выполнять различные динамичные упражнения в условиях жуткой жары, но это все страшно бьет по сердцу и очень вредно. Это дало свои результаты, большие температуры в раскаленном салоне гоночного автомобиля переживаются без особого напряжения и по сей день, однако такой путь нельзя назвать хорошим примером для остальных».

Зато намного более любопытным оказался разговор с одним из гонщиков про автоспорт в СССР. По слухам, еще в 80-е годы во время длинных ралли, которые продолжались по три–четыре дня, находились спортсмены, принимавшие амфетамины — или, по крайней мере, упоминавшие об этом. В те времена про наркотики мало говорили, да и амфетамины воспринимались иначе. Во время Второй мировой войны, например, в США и Великобритании их давали военнослужащим для стимуляции центральной нервной системы.

 

Сейчас в России, в отличие от Европы, помимо контроля за общим состоянием организма (измерение давления, пульса, проверка на промилле) никаких других медицинских исследований автоспортсмены не проходят. Ни перед стартом, ни даже выборочно после финиша. Так что точных данных внутри нашей страны не имеется. Вся информация получена только в личных беседах.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ