Их применение пока является не обязательным, а добровольным. На три года они вводятся предварительным национальным стандартом, который затем станет постоянным. Новые рисунки описывают ситуации, которые до сих пор оставались нерегулируемыми.
Со следующего года на российских дорогах начнут применяться новые дорожные знаки. Всего свежеутвержденных рисунков почти восемь десятков! Но заново учить ПДД не придется. Во-первых, прежние знаки никто не отменяет, и «новички» будут их лишь дополнять. Во-вторых, как и все «жестянки» с информацией для водителей, они интуитивно понятные. В-третьих, почти все они описывают лишь нюансы уже знакомых автомобилистам ситуаций. Просто в связи с увеличением машин на дорогах авторы стандарта посчитали, что более конкретные подсказки лишними не будут.
Дорожные знаки вводятся документом под названием «Предварительный национальный стандарт Российской Федерации». Он введен с 1 ноября сроком на три года. Если его нормы будут признаны полезными, он станет постоянным, и на его основе будут внесены изменения в ГОСТ. Последний корректировать долго и сложно, поэтому знаки сначала узаконили с помощью альтернативного документа. Применение новых «жестянок» — дело добровольное. Решение будут принимать региональные власти или собственники дорог. Представитель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, возглавляемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым, пояснил, что существенных реформ в области дорожных знаков не проводилось около 40 лет.
«Мы уже живем в другой стране с другими правилами дорожного движения и другими запросами общества. Нашим гражданам нужны современные, с точки зрения визуального ряда, знаки. Они должны быть понятными и комфортными», — отметил чиновник.
Прежде чем перейти непосредственно к описанию новых дорожных знаков, отметим еще одно важное новшество. Отныне на дорогах с ограничением скорости до 60 км/ч можно применять указатели уменьшенных размеров. Так, сторона квадратного знака или диаметр круглого может быть 400 или 500 миллиметров, тогда как ныне действующий стандарт предусматривает как минимум 600 миллиметров. Это позволит освободить улицы от нагромождения дорожной информации, облагородить их визуально. Кроме того, указатели, регулирующие правила парковки, разрешили вешать не только на отдельных опорах, которые часто мешали пешеходам, но и на фасадах зданий и заборах.
ТИПЫ НОВЫХ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, ИХ НАЗВАНИЯ И ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Знаки запрета остановки и стоянки (3.27д, 3.28д, 3.29д, 3.30д) дополнили стрелками, указывающими зону их действия. Сейчас ту же информацию обеспечивают дополнительные таблички. Однако для новых знаков предлагается и новый способ установки – перпендикулярно к основным, на стенах зданий и ограждениях. Такой подход широко практикуется в Европе. В качестве основных такие «жестянки» не годятся (с водительского места их плохо видно), но в качестве дополнительных будут полезны.
Въезд на перекресток в случае затора прямо запрещен ПДД, а КоАП (ст. 12.13.1) предусматривает за это нарушение штраф в размере 1000 рублей. Однако авторы зачем-то предлагают напоминать об этом водителям отдельным знаком 3.34д. Правда, вешать его хотят только на тех пересечениях, где нанесена недавно введенная в ПДД «вафельница». Введение этого указателя непонятно: на факт нарушения его отсутствие или наличие не влияет, да и сама «вафельная» разметка служит для автомобилистов хорошим и очень заметным напоминанием.
Знаки 4.1.7д и 4.1.8д «Движение в обратном направлении» будут применять на участках дорог, «где движение в иных направлениях, кроме обратного, запрещено». Тоже весьма странные знаки, равно как и придуманная для них ситуация. Перекрестки с подобной схемой движения в природе вряд ли существуют.
Знак 5.14д «Выделенная трамвайная полоса» должен «повысить эффективность работы трамваев» в сочетании со сплошной линией разметки, отделяющей рельсы от основного потока. Каким образом – загадка. Видимо, знак должен подсказывать автомобилистам, что на данном участке выезд на пути запрещен (в общем случае он разрешен, если не создается помех рельсовому общественному транспорту).
«Направления движения для общественного транспорта» (5.14.1д – 5.14.3д) подскажут водителям, куда на перекрестке двигается общественный транспорт. Эти «жестянки» могут быть полезными. Автобусы и троллейбусы нередко ездят в направлениях, закрытых для остальных. Знаки позволят предугадывать их маневры и заодно укажут, что частным автомобилям они не разрешены.
Знаки «Направление движения по полосам» (5.15.1д) и «Направление движения по полосе» (5.15.2д) существуют в ПДД давно. Однако их перечень регламентирован, тогда как конфигураций перекрестков существует бесконечно много (хотя чаще, конечно, встречаются стандартные варианты). Вот предварительный стандарт и вводит абсолютную вольницу с рисунками на них. На стрелках могут размещаться знаки дополнительной информации для большей доходчивости схемы организации движения. Это новшество однозначно полезное. Знак «…по полосам» разрешается применять при количестве полос до пяти включительно.
Часть 2