В центральной России уже видели первый снег, хотя дневные температуры пока остаются в «плюсе». Вспомним, какие процедуры будет нелишне провести даже с самой современной машиной.
Первый и главный вопрос – шины. Холивар на тему «Когда пора переобуваться?» не уступает по популярности обсуждению, нужно ли прогревать двигатель. Шинники советуют менять летнюю резину на зимнюю, как только среднесуточная температура становится ниже +5…+7 градусов. Эта отметка – граница, разделяющая зоны эффективной работы покрышек. При небольшом плюсе и околонулевых значениях зимние модели начинают работать лучше. Летние резиновые смеси «дубеют» и уже не обеспечивают надежного сцепления. И это справедливо даже на сухом асфальте, при отсутствии снега и наледи! А уж последняя у нас может появиться в любой момент. Например, стараниями недалеких коммунальщиков, решивших выпустить вечером или ночью поливалки: на календаре же еще не зима.
Если не затягивать с переобувкой, получите еще один плюс – отсутствие очередей в шиномонтаж. Например, в середине прошлой недели температура уже позволяла сменить «обувь» на зимнюю, но в мастерских было абсолютно пусто: 20-25 минут – и вы готовы к сезону. В выходные на фоне первого редкого снега на смену резины уже наблюдались очереди по две-четыре машины. А к концу этой недели синоптики обещают первый серьезный снегопад. И вот после него, будьте уверены, в шиномонтажах начнется настоящий ажиотаж. Стоит ли обрекать себя на бесполезную трату двух-трех часов или необходимость тратить на переобувку полночи, если можно сделать все заранее?
Меняющим готовые комплекты колес советы давать уже поздно. Свозить их на балансировку нужно было, когда мастера-шиномонтажники сидели без работы. И орудовать домкратом придется самому: даже ради недолгой процедуры «снять-поставить» придется отстоять общую очередь. Заранее озаботиться нужно и еще одним вопросом: проходят ли ваши шины еще один полный сезон? Разрушение корда необязательно сопровождается видимыми глазу повреждениями. Нередко покрышка идет «винтом» даже не имея ни единого ремонта, просто от возраста. Протектор зимних моделей обычно изнашивается медленнее, чем у летних, но и допустимый его остаток больше – четыре миллиметра. Посему не поленитесь проверить ваш зимний комплект и, если это необходимо, придется раскошелиться на новый.
Второй очевидный пункт после смены шин – жидкость стеклоомывателя. Большинство водителей летом переходят на обычную воду. Нынешняя погода системе еще не страшна: намертво ничего не замерзнет, и форсунки будут работать исправно. Однако морозы могут нагрянуть внезапно, и лучше быть к ним подготовленным. Увы, рекомендовать какой-либо сорт «незамерзайки» в России нельзя. Проверенных производителей не существует в принципе, если дело касается по-настоящему низких температур. Пока же можно залить любую зимнюю жидкость, а уже ближе к настоящей зиме озаботиться поисками той, что сохраняет текучесть и в -20…-25 градусов. Обычно этим требованиям соответствует самая «левая» с точки зрения нашего закона «незамерзайка» — та, которой торгуют из машин вдоль обочин.
«Со старым аккумулятором – это не жизнь!» — предупреждал инспектора ГАИ Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля». С момента выхода картины на экраны прошло больше полувека, но совет не потерял свою актуальность. Современные аккумуляторы в среднем живут три-пять лет. Раньше умрут вряд ли, но и на сильно больший срок рассчитывать не приходится. Если батарея вашей машины уже немолода, замените ее сейчас, не дожидайтесь, когда она «подставит» вас в мороз перед поездкой на важную встречу: замерзнете, испачкаетесь, а в довесок к стоимости нового аккумулятора потратитесь еще и на такси.
Не хотите менять – хотя бы проверьте вольтметром способности аккумулятора. При заглушенном двигателе напряжение должно быть около 12 В, при запуске может проседать до 10 В, а на холостом ходу с выключенными потребителями может гулять в пределах 13,9-14,3 В. Кстати, старую батарею можно сдать в специализированный пункт приема, выручив за это 300-500 рублей в зависимости от ее массы. Так будет правильно по отношению и природе и приятно для собственного кармана.
Совет провести регулярное ТО до зимы был актуален, когда приходилось делать его самому на улице. Сегодня все ездят в сервисы, цены в которых от сезона за окном не зависят, а в современные двигатели уже не льют масло, которое не способно нормально работать зимой. Хотя, например, заменить изрядно походившие свечи стоит: от них зависит легкость запуска двигателя. Но, по большому счету, специально подгадывать обслуживание на осень необходимости нет.
А вот щеткам стеклоочистителя стоит уделить пристальное внимание. Лето можно отъездить и с изношенными: темное время суток длится недолго, осадки сравнительно редки. Но уже осенью «дворники» мы начинаем включать гораздо чаще. От «полосящих» щеток быстрее устают глаза, а плохая видимость в сочетании с ранней темнотой легко доведут до аварии. С морозами начинаешь ценить и зимние свойства резины: задубевшая, она не будет работать вообще, размазывая по ветровому стеклу слой реагентов и сокращая видимость до нуля. Наш совет – приобрести специальные зимние щетки, каркасные в резиновом чехле. Как показывает многолетний опыт автора этих строк, они работают при минусовой температуре куда лучше даже самых модных бескаркасных и гибридных моделей.
Ну и, конечно, не забудьте положить в машину традиционный «зимний набор»: резиновые коврики с бортами, скребок и щетку для льда. Провода для прикуривания тоже лишними не будут.