Вторичный рынок России по объему в несколько раз превосходит сегмент новых автомобилей. Модели-лидеры намекают на то, что львиная доля сделок происходит с машинами далеко не первой свежести. Статистика из других источников это подтверждает.

За прошлый год на вторичном рынке в нашей стране нашли новых владельцев 5,2 миллиона автомобилей (новых за тот же период продано 1,8 миллиона, почти втрое меньше). В отличие от выросшего почти на 13% сегмента новых машин, тут наблюдается спад. Правда, небольшой, всего на 2%. В целом логично: больше людей обратили внимание на транспорт без пробега, что естественным образом привело к некоторому сокращению «вторички».

Среди «бэушных» автомобилей давно лидируют иномарки. Их перепродали 3,6 миллиона раз, тогда как отечественные – только 1,6 миллиона. Из последнего числа львиная доля – 1,4 миллиона – приходится на продукцию АвтоВАЗа. УАЗов сравнительно немного, а «Волги», «Москвичи», ИЖи и «Запорожцы» сходят со сцены.

Эксперты сервиса «Авито Авто», проанализировав для «Известий» рынок подержанных машин, пришли к неутешительным выводам. Средний возраст легковушек с пробегом за прошлый год в России увеличился на 4,5 месяца. Динамика очень неприятная, ведь и без того средний возраст отечественного автопарка составляет 12 лет, что очень немало. Автопарк стареет, несмотря на активные меры господдержки производителей в последние десять лет (фактически – с начала прошлого кризиса 2008-2009 годов). Причин для его омоложения эксперты не видят: покупательская способность снижается, цены в шоу-румах дилеров растут.

«По сравнению с показателями 2013-го к 2018 году рынок новых автомобилей обвалился едва ли не вдвое, соответственно омоложение вторичного рынка в этот период существенно замедлилось. По моим оценкам, в текущем году рост продаж новых автомобилей будет небольшим — около 6–7%, поэтому, полагаю, старение автопарка продолжится. Конечно, вряд ли стоит ожидать, что средний возраст автомобиля в российском автопарке достигнет 20 лет, но еще на полгода, думаю, увеличится», — уверен аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов.

Увеличением возраста негатив не ограничивается. Машины вдобавок еще и подорожали. Конечно, не в таком размере, как новые, но тренд тот же. В большей степени должны расстраиваться покупатели сравнительно свежих подержанных экземпляров. Они были куплены уже по «новым» ценам после обвала рубля, а при их продаже владельцы ориентируются на стоимость таких же моделей без пробега.

За прошлый год автомобили с пробегом подорожали на 3% по сравнению с 2017-м. Средневзвешенная стоимость подержанной машины составила 360 000 рублей. Легко представить, кто правит бал на вторичке, ведь даже самая простенькая новая «Лада Гранта» стоит 434 900, а средние комплектации уходят за полмиллиона и больше.

Наибольшей популярностью у покупателей традиционно пользуется продукция отечественного автопрома. За ними – большинство мест в десятке моделей-лидеров. Чаще всего покупатели ищут на вторичном рынке «Приоры» (в среднем, такой автомобиль обойдется в 226 тысяч рублей), ВАЗ-2114 (112 тысяч рублей), ВАЗ-2110 (75 тысяч рублей), «Калины» (197 тысяч рублей), ВАЗ-2107 (58 тысяч рублей), ВАЗ-2112 (91 тысяча рублей), Ford Focus (332 тысячи рублей), ВАЗ-2115 (85 тысяч рублей), классические «Нивы» (182 тысячи рублей) и «Гранты» (292 тысячи рублей).

В зачете марок за «Ладой» расположились Hyundai со средней стоимостью машины в 471 тысячу рублей, Chevrolet (328 тысяч рублей), Toyota (740 тысяч рублей) и Kia (529 тысяч рублей).

Сам по себе автомобиль «в возрасте» не является проблемой. Весь вопрос в том, как его обслуживают. В России система техосмотра давно превратилась в «пустышку», лишний ежегодный сбор, к которому все привыкли. Никакого реального надзора за состоянием машин нет. И как раз тут кроется опасность пожилого транспорта. Его владельцы, как правило, люди не самого большого достатка. Плюс у многих есть тяга к понтам, то есть покупке автомобиля, качественное содержание которого заведомо не по карману. От этого появляется «кроилово» на ремонте и текущем обслуживании, что таит опасность для всех участников движения.

Всего пару лет назад государство выделяло огромные средства из бюджета для стимуляции покупки новых автомобилей. Теперь же чиновники решили пойти другим путем и установить ограничения по экологическому классу при въезде в определенные зоны. Начнут с больших городов, доступ в отдельные районы которых будет запрещен старым автомобилям. Власти уже начали подготовку к вводу ограничений. Так, в 2018 году в ПДД появились соответствующие дорожные знаки. По предварительным данным, изначально запрет коснется транспортных средств класса Евро-3 и ниже, а впоследствии доберется до европейского уровня Евро-5.

Многие правозащитники убеждены, что подобная практика приведет к еще большему разделению общества, но не по экологическому классу транспортных средств, а по социальному статусу. Ведь многие россияне и рады бы, но попросту не могут себе позволить приобрести новый автомобиль, который был бы более дружелюбен к озоновому слою. При этом все эксперты сходятся во мнении, что одними запретами омоложения автопарка страны не добиться. Процесс начнется только в одном случае: вместе с ростом благосостояния граждан нашей страны. А его что-то пока не видно даже на горизонте…

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ