На практичные универсалы наш рынок был небогат и в тучные годы. Что говорить о сегодняшнем дне, когда с начала последнего кризиса пошел шестой год? Палитра сократилась до минимума, причем прямых конкурентов по характеристикам и цене практически нет.

Открывает наш рейтинг «Лада Гранта»: доступнее нее на рынке ничего не предлагается, а набор типов кузова – на зависть. Субкомпактный «сарайчик» стоит от 482 900 до 670 800 рублей. Машину можно выбрать с 87-сильным восьмиклапанником и «ручкой», 106-сильным 16-клапанным агрегатом в 106 «лошадей» в тандеме с механикой или роботом АМТ, а также мотором на 98 л.с. в связке с 4-ступенчатым автоматом Jatco. По оснащению особых изысков нет, но в топе получите климат- и круиз-контроль, ESP, обогревы передних сидений и ветрового стекла, датчики света, дождя и парковки. А вот подушек безопасности всего две.

Есть вариант попрактичнее. Имя ему «Гранта Кросс», до рестайлинга осени 2018 года звавшаяся «Калиной Кросс». Моторно-трансмиссионные сочетания все те же, что у обычного универсала, но за вычетом японской АКПП. Цены, конечно, повыше. Отправная точка для восьмиклапанной машины – 574 900 рублей. Близкий по оснащенности универсал дешевле на 30 с небольшим тысяч, но у него не будет литых дисков (штамповки на дюйм меньшего размера), «климата» (простой кондиционер) и электропривода зеркал (только обогрев), зато уже стоит аудиосистема. Самый дорогой типа-кроссовер потянет на 663 900 рублей.

«Лада Ларгус» — вариант для тех, кому надо возить часто и помногу, но денег негусто. Машина подойдет и для большой семьи благодаря наличию семиместной модификации. Причем третий ряд у нее отнюдь не только для детей. Обещания пристроить модели мотор 1.8 или автоматизированную трансмиссию так и остались обещаниями. Потому – только «ручка» и двигатель 1.6 в двух вариантах мощности, на 87 и 106 л.с. (на «Ларгус» уже не первый год ставят вазовские моторы). За «сарай» просят от 615 900 до 748 900 рублей. Приподнятая модификация с приставкой Cross бывает только в люксовом исполнении. Цена, 775 900 или 798 900, зависит только от наличия третьего ряда в салоне. Оснащение «Ларгуса» — по принципу «бедность не порок»: электроприводы стекол и зеркал, обогрев передних сидений, задний парктроник, две подушки безопасности, кондиционер.

Вазовский флагман, «Веста», тоже представлена в двух вариантах пятидверного кузова – обычный SW и «внедорожный» SW Cross. Вариаций великое множество: 19 и 14 соответственно! Вазовские двигатели 1.6 (106 л.с.) и 1.8 (122 л.с.) идут с механикой, «рено-ниссановский» мотор 1.6 (113 л.с.) – с вариатором. По опциям даже начальные версии богаче тех, что у «Ларгуса» числятся максимальными. Плюс дизайн, хорошие ездовые повадки и неплохой комфорт для четырех-пяти человек – готов бестселлер. Стоимость пятидверки простирается от 706 900 рублей за «Весту SW» начального уровня до 1 004 900, что просят за топовую «Весту SW Cross». Комплектации «нарезаны» очень плотно, между некоторыми шаг меньше 10 тысяч рублей, так что найти вариант по вкусу несложно.

В сегменте В иностранные бренды россиянам универсалов не предлагают. В С-классе выбор тоже невелик. Давно уже нет «сарая» Hyundai i30 Wagon, в прошлом году покинул нас Ford Focus Turnier, с выходом в конце года новой «Октавии», скорее всего, исчезнет и ее вариант Combi. Он и в нынешнем поколении продается слабо, ибо импортируется из Чехии, а потому непривлекателен по цене. Сравните: лифтбек российской сборки стоит от 1 119 000 рублей, а универсал – как минимум 1 938 000! Дело тут не только в разности происхождений. Обычную «Октавию» можно купить с атмосферником 1.6 на механике, для «сарая» же предлагается только сочетание 1.4 TSI (150 л.с.) с DSG. Но даже при сравнении одинаковых установок разница набегает под 550 тысяч. Вот покупатели и не засматриваются. Но если вам интересна именно эта модель, спешите купить, пока есть в продаже.

Монополистом гольф-класса остался Kia Ceed. У него аж два кузова: классический универсал SW и спортивный шутинг-брейк ProCeed. Первый, ясное дело, популярнее, а потому представлен «в ассортименте». Машины со стосильным мотором 1.4 стартуют с 1 119 900 рублей. Вариант с 1.6 на 128 «лошадей» дороже на 30 тысяч. Хотите с 6-ступенчатым автоматом? Готовьте еще 40 сверху.

А на вершине гаммы богато укомплектованные «Сиды SW» с турбированным двигателем 1.4 (140 л.с.) и преселективным роботом. Такие стоят как минимум 1 324 900 рублей. С этого агрегата палитра «ПроСида» только начинается. Собственно, исполнений всего два: 140-сильный GT Line за 1 519 900 и 200-сильный GT за два миллиона. Kia ProCeed, может, и не так практичен, как обычный универсал, зато по красоте не имеет себе равных в классе. А с самым мощным мотором вдобавок умеет зажечь: с места до сотни – 7,5 секунды.

Собственно, тремя «Ладами», парой «Сидов» и доживающей «Октавией» предложение для массового покупателя и исчерпывается! Дальше только премиум с соответствующими ценниками. Но и тут негусто. «Завязал» с поставками универсалов BMW. У Audi в пятидверной гамме только «четверки» — дорестайлинговые, от 2,2 миллиона за мотор 1.4 и передний привод. Mercedes ввозит исключительно Е-класс, но и тот во «внедорожной» версии All-Terrain за 4,5 миллиона. Есть еще, правда, шутинг-брейк CLA за 2,67 миллиона, но практичность у него весьма условная.

Двоих представителей народных марок в силу цены народными назвать язык не поворачивается. Skoda Superb с мотором в 190 сил, роботом и передним приводом обойдется как минимум в 2,4 миллиона. Subaru Outback с табуном в 175 «голов», вариатором и всеми ведущими можно купить за 2,8 миллиона, а исполнение с «шестеркой» о 260 силах (привет, налог!) отдают на 900 тысяч дороже. И вот на этом – точно все.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ