За прошлый год спрос на двухколесную технику в нашей стране вырос почти на 40%. Колоссальный рост с учетом сезонности использования байков и их имиджевой составляющей. При этом их парк в России остается на удивление пожилым.

Спрос на новые автомобили в России снижается. В 2019 году падение составило 2,3%. За два месяца 2020-го небольшие полпроцента, но это только начало: падение рубля и эпидемия коронавируса еще возьмут свое! Мотоциклы же, по данным агентства «Автостат», в прошлом году прибавили на 38,2%. Фантастика! Особенно с учетом того, что на большей территории страны на них можно ездить всего несколько месяцев в году, а сами байки больше рассматриваются не с чисто практической точки зрения, а как элемент стиля, имиджевая составляющая. На такую продукцию в худые кризисные годы спрос обычно снижается. А тут все наоборот.

Правда, разница в объемах рынков колоссальная. Машин россияне в 2019-м купили 1,76 миллиона штук, мотоциклов – всего 13 040. В 2018 году тираж двухколесных недотянул и до 10 000 экземпляров (9437 штук). Иными словами, автомобили выбирают в 135 раз чаще.

Около четверти продаж новых байков приходится на Москву. Если в 2018 году их в столице купили 2626, то годом позже уже 3172 (рост на 20,8%). На втором месте Подмосковье с 1403 экземплярами и приростом на 17,7%. Замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург, но его результаты куда скромнее: всего 698 аппаратов, что на 15,6% больше прошлогоднего итога.

Также в десятку регионов-лидеров вошли Свердловская область (529 единиц, рост на 30,6%), Краснодарский край (426, +38,3%), Нижегородская область (279, +34,8%), Красноярский край (255, +97,7%), Иркутская область (224, +55,6%), Владимирская область (221, +53,5%) и Ленинградская область (216, +78,5%).

Тезис о том, что мотоцикл в России относится к предметам роскоши, подтверждает статистика продаж по маркам. Самый успешный бренд – BMW. Что среди автомобилей, что среди байков он относится к премиальному сектору. Продажи «баварцев» за год выросли с 1886 до 2258 аппаратов. На второй и третьей строчках уже идут «бюджетники» — китайский Racer (рост с 1012 до 1615 экземпляров) и индийский Bajaj (с 984 до 1446). Их чаще берут в регионах и в качестве первого мотоцикла после получения прав.

Далее расположились Harley-Davidson со скромным прогрессом с 893 до 969 мотоциклов и Motoland, выстреливший со 171 до 897 экземпляров. Японские бренды идут плотной группой: Honda (687 штук), Yamaha (634 штуки) и Kawasaki (613 штук). Yamaha, кстати, единственная, ушедшая в минус. В 2018 году бренду удалось реализовать на 25 мотоциклов больше.

Парк мотоциклов в России принципиально отличается от той картины, что мы видим в статистике продаж новых экземпляров. Байков в стране зарегистрировано не так уж и мало – 2 384 700 по состоянию на конец 2019 года. И огромная доля в нем приходится на технику еще советского периода. Две трети парка выпущено до 1992 года! Например, ижевских мотоциклов стоит на учете 738 300 штук. А ведь их закончили делать в конце 2000-х, и можно не сомневаться, что львиная доля этого тиража была сделана еще во времена СССР и сейчас ютится по деревенским сараям и гаражам. Зачастую в состоянии, уже не предполагающем самостоятельное передвижение.

На втором месте предсказуемо оказался «Урал» с результатом 339,3 тысячи штук. И здесь картина та же самая. Да, марка жива до сих пор. Но работает она преимущественно на экспорт, а для России ее ретро-модели стоят недешево и, соответственно, находят единичных поклонников. Значит, снова наследие Союза.

И далее ничего не меняется: ЗиД (226,1 тысячи единиц), «Минск» (192,6 тысячи), Jawa (146,1 тысячи), «Тула» (140,6 тысячи), «Днепр» (137,7 тысячи). Почти все они из древних времен. И только с восьмой позиции начинается территория ввезенных подержанными и новыми иномарок. Лидирует Honda с тиражом в 91,3 тысячи мотоциклов. За ней в топ-10 вклинились Yamaha (69,7 тысячи) и Suzuki (42,1 тысячи). Ни BMW, ни Harley-Davidson, пребывающих на ведущих ролях на первичном рынке, в лидерах парка нет и близко.

Структура регионов по числу зарегистрированных байков тоже сильно отличается от той, которую показывает сегмент новых аппаратов. Больше всего мотоциклов у жителей Краснодарского края (114,9 тысячи) и Приморья (105,7 тысячи). За сто тысяч перешагнули Башкирия (103,9 тысячи) и Саратовская область (101,8 тысячи). Остальные сильно отстают. Например, Московская область с парком в 65,4 тысячи оказалась только на восьмой строчке, а богатых Москвы и Санкт-Петербурга среди лучших не видать.

Вряд ли в этом году сегменту двухколесных удастся показать столь же выдающуюся динамику. Но превзойти по процентам автомобильный сектор, скорее всего, получится.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ