Перекрестки с круговым движением придуманы для увеличения пропускной способности улиц и сокращения количества возможных аварий. Однако в России они умеют собирать длинные пробки, да и бьются на них немало. В чем причина?
Круговому движению на перекрестке больше лет, чем может показаться. Впервые такое решение применили в Париже в самом начале XX века. И пересечение дорог там оказалось немаленьким: транспорт пустили вокруг Триумфальной арки. Опыт переняли другие европейские страны и американцы. С 1960-х круги начали массово появляться на дорогах, и сегодня во многих государствах Старого Света отдают предпочтение именно этой схеме организации движения.
Преимущества очевидны. Обычный перекресток можно проскочить по прямой на полной скорости. Готовый сценарий для столкновения с тяжелыми последствиями. Перед кругом автомобили неизбежно тормозят до минимума, и аварии оборачиваются только покалеченным железом. При достаточно интенсивном потоке на стандартном пересечении дорог необходимо устанавливать светофор, что недешево. Круг избавляет от такой траты. Кроме того, он позволяет «развязать» больше четырех направлений, было бы достаточно места. Вспомним хотя бы Таганскую площадь в Москве.
Есть и недостатки. Перекресток с круговым движением занимает больше места, чем обычный. Такая роскошь доступна далеко не везде. На кругу нет вероятности получить удар под прямым углом на высокой скорости. Однако здесь совершается много перестроений, и это повышает вероятность ДТП. Судя по видеозаписям с автомобильных регистраторов в сети, эта вероятность часто переходит в реальные столкновения.
Проблемы с проездом кругового движения на практике возникают нередко. Системная беда – вопрос приоритета. В ноябре 2010 года пункт 13.9 российских ПДД изменили. В нем прописали, как должны действовать водители на подобных перекрестках. Если перед ними установлены знаки «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», то преимущество у тех, кто уже двигается по кругу. Если же знаков нет, то действует правило правой руки: едущие по кругу пропускают въезжающих с каждой примыкающей дороги, так как они оказываются помехой справа.
Изменения называли чуть ли не революционными, но на самом деле ровным счетом ничего не поменялось! Просто в документе расписали очевидное: так автомобилисты поступали и до появления новой формулировки. Зато после ее «рекламы» в СМИ многие начали путаться. Круговое движение вводило водителей в ступор: надо же посмотреть, есть ли знаки, и осознать, как себя вести.
«В Европе это правило введено, чтобы движение на круге не запиралось. Более того, ГИБДД уже пыталась закрепить норму в 2006 году. Но в итоге в крупных городах перед кругом просто установили знаки, а сам принцип не поменялся. И сейчас в голове у людей путаница: большинство уверено, что у них на круге преимущество, хотя это не так, что нередко провоцирует аварию», — пояснил глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
Надеяться на знаки в России наивно. Далеко не на каждом перекрестке они установлены, как надо. На одном въезде знак есть, на следующем – нет (забыли поставить, бесследно исчез, сняли при ремонте и не вернули обратно: причин может быть масса). Вот и готов очаг аварийности.
Кроме того, у нас хватает круговых пересечений, на которых главная дорога идет нестандартным образом. Например, по двум примыкающим дорогам и половине круга их соединяющей. В теории у такого подхода есть логика. Он позволяет обеспечить большую пропускную способность по тем направлениям, которые сильно загружены транспортом. Однако в таком случае сводятся на нет все преимущества кругового движения (за исключением снижения скорости). Главная дорога едет сплошным потоком, остальные стоят в ожидании «просвета». Вдобавок на таких пересечениях сложно быстро сориентироваться. Надо разобраться не только в знаках приоритета, но и понять, как проходит главная дорога. Иной раз это бывает нелегко.
И вот, ПДД предлагают изменить в очередной раз. Вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и Минтрансу разработать поправки, согласно которым круговое движение будет являться главной дорогой всегда, без исключений.
«Подобная практика, существующая практически во всем мире, зарекомендовала себя как более эффективная для регулирования движения. Поэтому логично ее применение и в России. Более того, многие наши граждане самостоятельно ездят за границу на автомобиле или арендуют его, и эта разница в ПДД может лишь создавать путаницу для водителей», — пояснил представитель чиновника.
Чтобы не осталось никаких разночтений, норму прямо пропишут в Правилах: транспорт, двигающийся по кругу имеет приоритет даже при полном отсутствии дорожных знаков. То есть норма о помехе справа на круговом движении теряет свою силу. Мысль здравая, но к новому порядку, опять же, придется привыкать. Если сразу убрать все «жестянки» с круговых перекрестков, то вряд ли это будет способствовать улучшению дорожной ситуации. Довести изменения в ПДД сразу до всех водителей не получится: кто-то за поправками не следит вообще. Возможно, сразу после введения нового порядка стоит на полгода-год установить перед всеми кругами информационные щиты, напоминающие автомобилистам о порядке проезда.
Главное, чтобы единую систему внедрили по всей стране, а не расплодили исключений из правил, которые будут путать водителей и создавать очаги аварийности.