О перспективах развития главного российского автозавода мы пишем регулярно. Интерес объясним, да и поводов поговорить о будущих «Ладах» хватает.
Сентябрь 2015 года. Российский рынок уже прочувствовал всю тяжесть кризиса, а мы рассуждаем о настоящем и будущем АвтоВАЗа. В ближайших планах на тот момент значился запуск «Весты» и «Иксрея» и более отдаленный рестайлинг почти всех прочих моделей: «Калины», «Гранты», «Ларгуса» и «Приоры». Первый пункт тогдашний глава автогиганта Бу Андерссон реализовал в срок, однако с приходом Николя Мора все разговоры об обновлении на уровне официальных заявлений прекратились. Да и в частных беседах представители марки предпочитали уходить от явно неудобной им темы фейслифтов.
Июль 2016 года. При новом президенте Волжского автозавода сформирован новый график выхода новинок, который сорван уже через несколько месяцев: обновленную внешность в икс-стиле «Гранта» и «Ларгус» так и не примерили. В нем все еще фигурирует «Веста»-хэтчбек, от которой решили отказаться всего несколько недель спустя. Не попали в точку даже с датой запуска универсала: его ждем не в начале лета, а в конце. К слову, Бу Андерссон обещал эту машину в сентябре 2016 года. И это при немалом интересе со стороны потенциальных покупателей, жаждущих современный и одновременно практичный автомобиль.
Дальше в представленном графике тоже сплошные разочарования. «Иксрей Кросс», поставленный на лето 2016 года, засветился только в виде концепта и раньше 2018-го на конвейер не собирается. Поверить в то, что новое поколение «Нивы» поспеет к осени 2018 года, с учетом полного отсутствия новостей о проекте, может только очень наивный человек. Наконец, слабо верится, что в нынешней экономической ситуации АвтоВАЗу есть дело до седана и кроссовера гольф-класса, которые в таблице годовалой давности значились в конце 2018-го.
А что теперь? Рынок как будто начинает понемногу стабилизироваться, да и среди марок «Ладе» равных соперников пока нет. Зато в верхней части модельного зачета картина для АвтоВАЗа грустная. «Гранта» сдалась под натиском Hyundai Solaris и Kia Rio. Максимум «Весты», похоже, только четвертая строчка, хотя место за «корейцами» ей отвоевать по силам. Жаль только, что не у иномарки, а у сестры-«Гранты».
Главным событием этого года станет долгожданный дебют пятидверной «Весты». Она предстанет сразу в двух версиях – обычной и «вседорожной». Первая должна появиться у дилеров на исходе лета, Vesta Cross – к середине осени. Обе машины будут доступны с теми же моторно-трансмиссионными сочетаниями, что и седан: 106-сильный 1.6 с механикой или роботом или двигатель 1.8 о 122 силах в паре с коробкой АМТ. По предварительной информации, Lada Vesta Cross станет самой дорогой серийной моделью АвтоВАЗа. Ее стоимость превысит 800 тысяч рублей. Для сравнения: топовый седан без учета скидок стоит 735 900 рублей, кроссовер «Иксрей» — 798 900 рублей.
Ни о комплектации с мотором 1.8 и механической коробкой передач, ни о заряженной «Весте Спорт» ничего не слышно. Зато АвтоВАЗ грезит запустить исполнение Exclusive для «Весты»-седана и «Иксрея». Отличаться они будут 17-дюймовыми дисками, хромированным декором, обивкой салона из кожи и алькантары, а также другими мелочами. Цена – сами понимаете…
Продолжат придумывать в Тольятти разнообразные специальные комплектации. Больших затрат они не требуют: всего-то придумать оригинальное цветовое сочетание да название. Максимум – дополнить их шильдиками и иной расцветкой ткани сидений. В этом году явно просится серия в честь 40-летия «Нивы», однако пока она официально не подтверждена. Напомним, что в прошлом году АвтоВАЗ выпустил «Весту» и «Иксрей» в честь полувекового юбилея завода. Было сделано по 500 экземпляров каждой из моделей.
До 2019 года тольяттинцы обещают две новые модели и четыре рестайлинга. С первыми все понятно: это пара универсалов из семейства «Веста». И все, больше глобальных премьер не будет в ближайшие полтора года. «Отличная» стратегия в ситуации кризисного и к тому же высококонкурентного рынка! Фейслифт ждет, как уже написано выше, «Гранту», «Калину» и «Ларгус». А вот четвертой, вероятно, станет не доживающая дни «Приора», а «Нива», модернизация которой продолжается. В частности, ждут своего часа новые задние фонари и абсолютно другой интерьер.
В период 2020-2022 годов запланировано сразу пять новинок и два рестайлинга. Посвежевшую внешность, вероятно примерят «Веста» и «Иксрей», которым в 2020 году исполнится пять лет и четыре года соответственно. Что за новые модели нас ждут? Вероятно, две из них – это серийная версия концепта X-Code и все-таки третье поколение «Нивы». Рискнем предположить, что три оставшиеся машины – это следующая генерация «Ларгуса», а также пара моделей С-класса.
За 2023-2026 годы АвтоВАЗ рассчитывает освоить по пять новых и фейслифтинговых моделей. Тут уже строить прогнозы и фантазировать сложно, слишком отдаленная перспектива. К тому же, все будет зависеть от ситуации на рынке.
В нынешних условиях «Ладам» не хватает нормальной автоматизированной коробки и полного привода. Над альтернативой роботу с одним сцеплением работают инженеры и маркетологи. Возможно, это будет вариатор из палитры альянса Renault-Nissan, возможно – классический автомат. В любом случае, трансмиссия АМТ требует дополнения, а лучше замены. Что касается полного привода, то собственных современных наработок у завода нет, а строить «Лады» на импортных агрегатах выйдет слишком дорого. Так что ждать их внедрения стоит не раньше, чем года через три-четыре. Однако топ-менеджеры в один голос твердят, что интерес покупателей видят и принимают к сведению.
Ждем мы и появления в «Ладах» современных опций. Так, с европейской «Весты» на российские должен перекочевать датчик давления в шинах. Недавно АвтоВАЗ и «Яндекс» объявили о начале совместной работы над телематическими сервисами и мультимедийными системами. Значит, скоро у штатной навигации тольяттинских машин появятся новые функции. Ведется работа над внедрением электронных ассистентов водителя. Это могут быть сканер дорожных знаков и система автоматического экстренного торможения. Наконец, обещаны битопливные модификации, гибриды и даже электромобили.
Рыночные планы флагмана российской автоиндустрии – удержание 20%-ной доли на домашнем рынке и в течение пяти лет выход на экспорт до 20% автомобилей и машинокомплектов за пределы страны.