Для мыслей о возможном возвращении к нам марки из Рюссельсхайма есть сразу несколько предпосылок. Но это на наш взгляд, а вот разделяют ли его топ-менеджеры компании?

В апреле 2015 года, когда стал понятен размах разгоревшегося в России экономического кризиса, концерн General Motors объявил практически о полном уходе с нашего рынка. В продаже остались дорогие модели Chevrolet (Tahoe, Camaro и Corvette) и вся линейка премиального бренда Cadillac, а также, разумеется, внедорожник Chevrolet Niva. «Народные» иномарки исчезли: это была большая часть гаммы Chevrolet и весь набор моделей Opel. Запасов последних хватило, чтобы торговать ими до конца 2015 года: по данным АЕБ, в год ухода марки было продано 16 682 автомобиля с молнией на решетке радиатора.

Сразу же начался процесс консервации собственного завода GM под Санкт-Петербургом. Он был запущен в 2008 году и рассчитан на выпуск до 100 000 автомобилей в год. Основной его продукцией были соплатформенные Chevrolet Cruze и Opel Astra – лидеры продаж своих марок на российском рынке. Методом крупноузловой сборки на предприятии выпускали некоторые другие модели. На протяжении почти четырех лет циркулировали вялые слухи о возможной продаже завода, но, что интересно, исходили они отнюдь не от собственника площадки, а от региональных властей и разных автопроизводителей.

Прошло четыре года. Некоторые обстоятельства с тех пор изменились. Во-первых, продажи новых автомобилей в России пошли в рост больше полутора лет назад. По итогам 2018 года спрос вырос на 12,8%. Прогноз на 2019-й в силу продолжающегося роста цен и падения доходов населения не блещет оптимизмом, однако прогресс на 3-4% аналитики АЕБ ожидают. В целом рынок поделен, и вряд ли какому-то новичку вдруг удастся «выстрелить» и отвоевать себе серьезную долю рынка. Однако минус сменился на плюс, и к России уже можно присмотреться с прицелом на будущее.

Во-вторых, у марки Opel сменился владелец. В 2017 году состоялась сделка, после которой бренды Opel и Vauxhall (под ним выпускают праворульные «Опели» для Великобритании), а также несколько заводов и инжиниринговый центр в Европе перешли в собственность французского альянса PSA. Любопытный факт: GM избавился от европейской марки, терпя от нее убытки в течение почти 20 лет, а PSA отчитался о первой прибыли «Опеля» уже спустя полгода после приобретения. По итогам первого полугодия 2018-го бренд заработал 502 миллиона евро.

Положительный результат «Опеля» и шаткие позиции марок Citroen и Peugeot в России могли бы заставить топ-менеджеров задуматься о возврате компании в нашу страну. Даже не придется создавать с нуля новую дилерскую сеть. Продажи и обслуживание можно доверить существующим центрам французских брендов. Конечно, Opel изрядно подмочил репутацию внезапным уходом из страны, однако вряд ли имидж оказался разрушен полностью. К тому же при перезапуске можно сыграть на факте смены владельца: GM – убрал, мы – возвращаем.

Главный вопрос в том, что сможет предложить Opel россиянам. Прежде бестселлером была Astra, но сейчас гольф-класс у нас вымирает. Тройку лидеров составляют Skoda Octavia, Kia Ceed и Ford Focus. За счет локальной сборки они предлагают максимально выгодные цены, насколько это возможно в нынешних условиях, однако абсолютные цифры продаж невелики. А «Астре» вряд ли удастся повторить их успех.

Из кроссоверов у нас была в чести сравнительно недорогая Mokka. Сейчас Opel предлагает парочку Crossland X и Grandland X, но и Mokka еще в строю: с приставкой «Х» продается ее рестайлинговая версия. Бросовых цен немцы предложить не в состоянии, однако по несколько сотен машин в год можно продавать в России даже с учетом импорта из Старого Света «в сборе».

Есть у компании и коммерческие машины разных форматов. Компактный Combo Life и среднеразмерный Zafira Life представляют собой «близнецов» аналогичных машин под брендами Citroen и Peugeot. Но раз уж французы поставляют к нам автомобили и с «шевронами», и со «львом» на эмблеме, почему бы не привезти еще и «молнию»?

Третье обстоятельство, которое заставляет подумать о возможной смене концепции, недавние новости о российском заводе GM. Европейские предприятия «Опеля» перешли в собственность альянса PSA, а вот площадка под Санкт-Петербургом осталась под контролем американского концерна. На этой неделе стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила продажу завода ООО «Юнисон Мотор Рус».

Это «ООО» является российской дочерней структурой белорусско-британского совместного предприятия «Юнисон». В свое время оно выпускало некоторые модели GM для российского рынка, но сейчас мощости заняты коммерческими машинами разных брендов, а также китайскими автомобилями Zotye. Они у нас не рекламируются и вообще практически не продвигаются.

Но все это теория. Реальность же такова, что «Юнисон» не сможет наладить выпуск «Опелей» на купленном заводе под Питером. Для этого требуется получить согласие французов. А зачем им его давать сторонней компании, если у них есть собственный завод в Калуге, который в последние годы сильно недозагружен. Даже с учетом того, что там выпускаются еще и Mitsubishi. Кроме того, установленное в цехах оборудование придется частично модернизировать, частично – заменить. Капиталовложения потребуются значительные, а вот окупятся ли они, большой вопрос. Так что, судя по всему, жить нам без «Опелей» еще несколько лет. Если не постоянно.

Отметим, что сами представители альянса PSA отмечают: о российском рынке и отсутствующем на нем «Опеле» они помнят. Однако никаких конкретных решений пока не принято. Подождем…

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ