Бензин, дизельное топливо, газ, водород, электричество – эти источники энергии для автомобильных двигателей нам знакомы. Но ими перечень не исчерпывается! Он шире, и намного.
Двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине, на протяжении всего существования автомобилей остаются основными в легковом сегменте. Они доминируют в США, в Азии и в России. Европейцы десятилетиями предпочитали дизельные моторы даже на малолитражках, но за пару последних лет ополчились на «тракторы», словно они главные враги человечества.
Газовое топливо – третье по популярности в мире после бензина и солярки. Оно бывает двух типов: сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) и сжатый природный газ (метан). Первый вид более распространен. Заправок с ним, конечно, не так много, как обычных АЗС, но на «пропан-бутановой» машине можно без проблем путешествовать по России и Европе, заправляясь в два раза более дешевым топливом. Газобаллонное оборудование бывает заводской установки, но чаще его устанавливают после покупки самостоятельно.
Электрокары появились на самой заре автомобильной эры, но по-настоящему популярным не стали до сих пор. Им, конечно, прочат светлое будущее и мировое господство, но хватает и скептиков, указывающих на препятствия на этом пути. Одно из них – необходимость глобальной перестройки энергосистем всего мира, если вдруг парк резко перейдет с жидкого топлива на электричество.
Машины с силовыми установками на топливных элементах – это тоже, по сути, электромобили. Только их не заряжают от сети, а заправляют водородом. Энергия вырабатывается в результате химической реакции. Двигатель получает электричество, а на выхлоп уходит чистая вода. Электро- и водородомобили пока недешевы, но первые получают глобальную поддержку и потому активно развиваются.
Итак, бензин, дизель, пропан-бутан, метан, водород и электричество – шесть основных «движителей» для автомобилей. Однако всевозможной экзотики в мире существует еще больше! В Бразилии популярен этанол. Едва ли не каждая бензиновая машина на местном рынке – битопливная, может ездить на смеси бензина с этанолом или на чистом этаноле. Его получают из сахарного тростника, причем себестоимость такого топлива на зависть всем остальным странам невелика. Как и в случае с газом, характеристики двигателя при работе на спирте меняются, но он дешевле бензина, а потому и востребован в небогатой стране. К тому же адаптацию моторов к нестандартному топливу проводят не самоучки, а сами производители автомобилей, так что в повседневной эксплуатации владелец не испытывает никаких проблем.
В Шотландии родилась идея делать биотопливо из… виски! Идея кажется не только кощунственной, но и нелогичной. Сусло для производства не самого дешевого алкогольного напитка по определению «дармовым» быть не может. Сегодня оно дороже нефти, посему вся экономика проекта не выдерживает никакой критики. Так что это, скорее, эпатажное, а не реально действующее предложение.
Впрочем, можно подобрать для автомобиля продукты и подешевле. В соседней Великобритании придумали пускать на биодизель для городских автобусов кофейную гущу. Один только Лондон поставляет ее до 200 тонн ежедневно: хватит и погадать, и топливо сделать. Поставщиками выступают заводы по производству растворимого кофе, предприятия общепита, кофейные автоматы. Получается, что ненужные отходы можно пустить на полезное дело. Перспективы оригинального предложения только изучаются, но кофейная гуща явно имеет больше шансов, чем виски.
В Арабских Эмиратах запустили похожий проект, но там в биодизель превращают отработанное масло из «Макдональдсов», в котором готовят картофель фри. Оно бы пошло в отходы, но вместо этого способно принести немало пользы. Пока топливо оригинальной рецептуры будут получать собственные развозные грузовики сети ресторанов быстрого питания. Заметим, что в Эмиратах недостатка в нефти не испытывают, но при этом не сторонятся экспериментов с альтернативными видами топлива. Одним словом, смотрят в будущее.
На биодизель предлагают пускать не только продукты «бывшие в употреблении», перехватывая их по пути на помойку, но и продукты еще не использованные. Среди них – кукуруза, соя, свекла, рапс и другие сельскохозяйственные культуры. В отдельных странах эксперименты уже ведутся, но эксперты в один голос предупреждают: практика это опасная. В мире хватает регионов, испытывающих нехватку продовольствия, посему пускать еду на топливо для автомобилей – это кощунство. Кроме того, если подобные программы вдруг станут массовыми, то с нехваткой сельхозкультур для пищевой промышленности могут столкнуться даже ныне благополучные страны.
Менее опасным и спорным выглядит предложение делать биодизель из водорослей. Они в пищу людей не идут и посевные площади не занимают. В Великобритании пошли дальше и задумали сразу два «дурно пахнущих» проекта. Один предполагает использовать в производстве биотоплива застывший жир из канализационных труб Лондона. Второй кричит о создании двигателя, работающего на газе из человеческих экскрементов. Похожую идею, кстати, выдвинули и в Японии, предлагая пускать на эти же цели коровьи «лепешки».
Как видите, вариантов производства топлива не из нефти, а из альтернативных источников, хватает. Причем сырье настолько разнообразно, что подходящее найдется в каждой стране и в каждом мегаполисе. И польза его в том, что сейчас люди расценивают его как отбросы, а оно, оказывается, еще может сослужить хорошую службу. Правда, остается проблема: как добиться стабильного качества биотоплива при использовании столь разных по типу исходных элементов? Но, уверены, ученые смогут дать ответ на этот вопрос.