Уже с 1 июля в России и еще четырех странах должен начаться постепенный переход на электронные паспорта транспортных средств. Однако на пути революционного новшества все еще есть масса нерешенных вопросов.
Единую форму паспорта транспортного средства (ПТС) страны Таможенного союза – Россия, Белоруссия и Казахстан – собирались принять еще в 2013 году. Однако процесс оказался небыстрым, и соответствующее решение оформили только два года спустя. Зато расширенным составом участников: к трем указанным выше государствам примкнули Армения и Киргизия. Таким образом, новый порядок затронул всех участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В соответствии с требованиями времени речь в соглашении шла не только о бумажных ПТС, но и об их электронной форме. Изначально планировалось, что устаревшие «физические» документы уйдут в прошлое, уступив место аналогам, хранящимся исключительно в базах данных государственных структур. Этот переход куда важнее самого факта внедрения единой формы бумаги. Предполагается, что нынешний набор сведений об автомобиле будет расширен новыми параметрами. Со временем, по мере накопления информации ПТС превратится в полноценную систему, содержащую историю каждой машины. Это поможет и полиции, и покупателям подержанных машин на вторичном рынке. Нечто подобное сейчас уже предлагает портал «Автокод». Вероятно, в будущем произойдет его объединение с базой электронных ПТС. Разумеется, с разграничением данных на закрытые и те, которые может увидеть любой пользователь интернета.
«Здесь больше плюсов, чем минусов. Автовладельцу не придется хранить дома огромную простыню с данными о его машине. К истории купли-продажи автомобиля можно совершенно спокойно в дальнейшем подвесить и другую информацию, связанную с проведением технического обслуживания, ремонта, замены. Все, что угодно. Фактически это может получиться российский аналог системы Carfax. В какой-то степени история автомобиля во всех ее проявлениях не очень нужна, но по идее это не обременительная функция. А главное, автовладелец не должен за нее доплачивать. История его машины ведется на электронных носителях. А в случае продажи покупатель может с ней ознакомиться», — прокомментировал новшество тогдашний глава ГИБДД Виктор Нилов.
С преимуществами новой схемы все ясно: современно и удобно. О защите данных можно не беспокоиться. В конце концов, ПТС далеко не первый и не самый главный документ, который переводится в электронный формат. А что с реализацией? Ведь помимо создания базы данных и ее наполнения потребуется создать новые процедуры взаимодействия между автопроизводителями, дилерскими центрами, покупателями машин, ГИБДД.
В теории все просто: с автомобилем будет путешествовать по владельцам не бумажный ПТС, а лишь его порядковый номер в системе. Его нужно будет называть при прохождении техосмотра или перерегистрации машины, а на экране компьютера по запросу высветится вся информация о транспортном средстве. Сейчас новый владелец сам вписывает себя в паспорт при совершении сделки, одновременно с обменом денег на автомобиль. Очевидно, что такую операцию с электронным ПТС на вторичном рынке не провернешь: доступ-то к нему будет только у уполномоченных лиц. Значит, новый хозяин официально появится только при регистрации в ГИБДД. В российских реалиях до сих пор далеко не все доверяют даже договору купли-продажи, написанному от руки – требуют «бумажку с печатью» и готовы платить за нее дармоедам-посредникам. Что же будет, когда вместо денег они получат машину, фактически все еще принадлежащую другому человеку, не видя главного документа? До визита в подразделение ГАИ доказательством будет служить лишь договор купли-продажи. В котором рукой предыдущего хозяина может быть написан всего лишь автограф в конце. Не слишком ли смело для нашей страны?
Есть и менее значимые вопросы. Например, сколько будет стоить оформление электронного ПТС и внесение в него изменений? Ведь в новом формате государству не придется тратиться на изготовление недешевых бланков с защитой от подделки, но зато появятся траты на работу виртуального хранилища. Зато можно точно сказать, что уйдет в историю пошлина за выдачу новой бумаги в связи с нехваткой граф для очередного владельца: в базу данных можно вносить неограниченное количество человек.
Свои опасения у производителей машин. В частности, вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева подняла вопрос оформления электронного ПТС с доработчиками коммерческого транспорта в малом и среднем бизнесе. Многие из них «не обладают собственной информационной системой», а у ГАЗа таких партнеров более полутора тысяч. По состоянию на середину апреля российские заводы жаловались, что у них есть доступ только к варианту системы с ограниченным функционалом, в котором нет пакетной загрузки данных (документы необходимо вносить по одному) и интеграции с базами данных стран ЕАЭС.
Для работы с новым форматом документа необходима электронная цифровая подпись. На сегодняшний день ее оформление частникам не нужно, и это небесплатная процедура. Получается, что граждан принудят к дополнительной трате нескольких тысяч рублей фактически за право стать владельцем автомобиля. Перечень нерешенных проблем, озвученных игроками рынка, можно продолжать еще долго: нет понимания, кто будет оформлять ПТС для импорта, не отлажено взаимодействие с таможенной службой, не протестировано взаимодействие с системами, связанными с переходом права собственности, ОСАГО, уплатой утилизационного сбора. Наконец, нужно обучить работе с электронными документами дилеров, сотрудников ГИБДД и остальных ведомств.
Дилеры и автопроизводители предлагают отсрочить введение системы как минимум на полгода, до 1 января 2018-го. По последним данным, с такой же инициативой выступила Белоруссия. В Минпромторге же уверены, что переноса запуска не потребуется. При этом чиновники открыто говорят: соответствующие документы и нормативные акты находятся на завершающей стадии согласования и планируются к принятию в самое ближайшее время, то есть еще не готовы! А до внедрения революционных новшеств, затрагивающих миллионы человек, остается всего полтора месяца… Есть опасения, что полигоном для отладки системы станет реальная жизнь, и многие автомобилисты столкнутся с проблемами, которые власти и госорганы попросту не смогут решить оперативно.