Доля автомобилей с дизельными двигателями на российском рынке продолжает оставаться мизерной. Однако популярность «тракторов» сильно отличается в зависимости от класса модели.

Если посмотреть на статистику российских продаж в целом, то можно подумать, что дизельные машины у нас не продаются. Судите сами: в 2008 году, по данным, которые приводит портал autoreview.ru, их доля на рынке составляла всего-то 4,4%. Далее наблюдался стабильный, хотя и скромный рост, и отметки в 7,6% потребители солярки достигли только в 2014 году. Однако кризисный 2015-й привел к ухудшению показателя на четыре десятых процентных пункта. В абсолютных цифрах это означает, что по стране разошлись около 108 тысяч новых дизельных автомобилей.

Среди самых скромных по габаритам моделей фанатам двигателей на тяжелом топливе делать нечего. В Россию официально не ввозятся легковые машины А- и В-классов с такими агрегатами. Не делают таких и внутри страны. Это касается хэтчбеков, седанов, универсалов и компактвэнов (о кроссоверах мы поговорим ниже отдельно).

Все логично: современный дизельный мотор высокотехнологичен и значительно увеличивает стоимость машины. В бюджетном сегменте такая прибавка разом отобьет интерес у всех покупателей. Никаких налоговых поблажек за такую покупку не предусмотрено, а отбивать переплату экономией на топливе придется ой как долго.

В более крупном гольф-классе модификации с шильдиком TDI предлагают уже несколько производителей. Правда, из «народных» марок выбор невелик: Skoda Octavia да Peugeot 408, оба российской сборки. Остальные несколько позиций – на счету премиальных марок. Однако и в этом случае охотников до призрачной экономии немного. Нестандартно мыслящих покупателей автомобилей в этой нише всего-то 0,6%.

Перейдем еще на ступень выше. В сегменте среднеразмерных легковушек любителей дизелей уже 3%. Обозначилась устойчивая тенденция к росту. Причин тому две. С одной стороны, здесь стоимость машин уже достаточно высока, чтобы можно было задуматься о переплате за мотор на тяжелом топливе. Второй фактор – больший выбор. Даже массовые бренды везут к нам подобные автомобили. Сегодня, разумеется, выбор уже не тот. Чуть ли не последним из могикан остался Peugeot 508, который, впрочем, стали ввозить исключительно по предварительным заказам. Однако в течение прошлого года можно было приобрести дизельные версии и «Ситроена С5», и «Опеля Инсигния», а до смены поколения был в продаже и «Форд Мондео». И это не говоря о предложениях большой немецкой тройки, которая традиционно щедра на выбор силовых агрегатов.

А вот бизнес-класс показывает грандиозный рывок. Здесь «тракторы» предпочитают 22% покупателей. Практически такой же показатель и среди представительских моделей – 19%. Важно отметить, что бал в обоих сегментах правят Audi, BMW и Mercedes, обходящие конкурентов за явным преимуществом. Выходит, основные фанаты дизельных машин – весьма обеспеченные люди.

Анализ многочисленных кроссоверов и внедорожников подтверждает этот вывод. Картина здесь та же самая, что и с легковыми машинами. В В-классе всего один игрок с интересующим нас мотором – Renault Duster, и выбирают такую модификацию нечасто. Компактные SUV с двигателями на тяжелом топливе предлагаются, по данным портала autoreview.ru, всего в шести семействах из более чем двадцати доступных на рынке и занимают 6% сегмента. Покупатели среднеразмерных вседорожников обращают внимание на питающиеся соляркой версии в 15% случаев. Если говорить о больших полноприводниках, то тут дизельные исполнения выходят вперед, а для пикапов и вовсе играют доминирующую роль, занимая почти три четверти сегмента! Причем в последнем случае статистику «портит» только «УАЗ Пикап»: грузопассажирские иномарки с бензиновыми моторами к нам попросту не возят.

Отбросим утилитарные пикапы и окончательно подтвердим выявленный тренд: спрос на дизельные варианты выше у премиальных марок, причем тех, что родом из Европы. Аналитики агентства «Автостат» подсчитали, какую долю занимают машины, работающие на тяжелом топливе, у разных марок.

Выяснилось, что 21 бренд таковых не предлагает вовсе. Это Acura, Alfa Romeo, Brilliance, Cadillac, Changan, Chery, Chrysler, Daewoo, Datsun, DFM, FIAT, Geely, Haima, Honda, JAC, Lada, Lifan, Seat, Smart, Subaru и Suzuki. Как нетрудно заметить, большая часть представленных имен играет в низшем ценовом сегменте.

В следующей группе четыре марки – Skoda, Chevrolet, Mini и Mazda. Их результаты не превышает одного процента. Немудрено, ведь три из них ориентированы на массового покупателя, причем у «Мазды» дизельная модель в линейке вообще всего одна, кроссовер CX-5. Mini с дизелем не воспринимают по другой причине: не вяжется такой мотор с образом гламурного городского субкомпакта.

Показателем от одного до 10% могут похвастаться Kia, Hyundai, Ford, Nissan, Renault, Citroen, Opel, Volkswagen и УАЗ. Все они достигли этих цифр благодаря вседорожникам, от самого маленького «Дастера» до полноразмерных «Туарега» и «Соренто».

А вот выше отметки в 10% начинается царство премиума с редкими исключениями в лице Mitsubishi (20,7% благодаря лидирующему в классе пикапов L200), Peugeot (12,3% — седаны 408 и 508, а также коммерческая линейка), Toyota (26,9% — пикап Hilux и большие внедорожники семейства Land Cruiser) и SsangYong (26,7% — линейка кроссоверов невелика, но дизельные версии предлагаются по привлекательным ценам на фоне бензиновых).

Есть любопытные результаты и среди люксовых марок. Так, мало дизелей продают дилеры Audi – всего 17,6%. При этом аналогичные показатели «Мерседеса» и BMW выше: 25% и без малого 50% соответственно. Неожиданно высоко прыгнули Porsche (39,1%) и Jaguar (46,6%). Для немецкой марки такой результат обеспечил Cayenne. На него приходится больше половины продаж марки в России, и две трети покупателей этой модели останавливают выбор именно на версии с шильдиком Diesel на корме. А вот почти половинные продажи британских седанов с моторами на тяжелом топливе, учитывая имидж бренда, выглядят странно.

Ну а в абсолютных лидерах – Land Rover (74,5%) и Volvo (82,1%). Отметим, что у первого в семействе Discovery чуть ли не 100% продаж приходится на дизельные двигатели, тогда как модификация с могучим бензиновым V8 привлекает редких фанатов. Шведы же выиграли за счет оптимального набора дизелей с широким диапазоном мощностей, предлагаемого для всех моделей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ