Без малого шесть лет назад система обязательного техосмотра транспорта в России претерпела глобальные изменения. И вскоре, судя по всему, нас ждет очередной поворот. К чему готовиться автомобилистам?
До конца 2011 года процедура обязательного техосмотра в России находилась под контролем Госавтоинспекции. Подтверждением того, что машина проверена и допущена к эксплуатации, служил ламинированный талон, который необходимо было крепить на ветровом стекле. Даже в те времена, когда парк машин в стране еще не начал активно расти, получить заветную цветную бумажку было очень непросто. Стояние в очередях с ночи могло занять не один день. Да и сама проверка была чисто формальной: все отлично знали тариф проверяющих инспекторов и чаще всего имели знакомого, которому звонили раз в год перед визитом на ГТО.
С 1 января 2012 года все должно было резко измениться. Надзором за техническим состоянием машин занялся Российский союз автостраховщиков (РСА). У него прямая заинтересованность в недопуске неисправных автомобилей на дороги. Ведь с их участием происходит немало аварий, по которым компаниям приходится оплачивать ущерб. Власти дали страховщикам инструмент, позволяющий снизить убыточность ОСАГО. Однако игроки рынка предпочли сокращению издержек прямой заработок – от продажи диагностических карт. Этот документ пришел на смену талону техосмотра. Возить его с собой не нужно. Гарантией того, что водитель показал своего железного коня специалистам, служит полис ОСАГО: его не продадут без действующей диагностической карты.
Но получилось, как всегда. Бумажками о прохождении техосмотра стали торговать с еще большим размахом. Более того, они оказались менее востребованными, чем прежде цветные талоны. Причина проста: инспектор ДПС больше не проверяет их на дороге вместе с остальными документами, карта нужна только при приобретении страховки. А из-за значительного удорожания полисов ОСАГО немалая часть автолюбителей перешла на фальшивки. Которые, разумеется, получали без всякой диагностической карты.
Результат оказался плачевным. Количество хлама на дорогах не уменьшилось, а коррупционная составляющая техосмотра стала еще более беззастенчивой и востребованной. Особенно это видно не на примере легковых машин, а грузовиков и автобусов. Среди них экземпляров, по которым свалка плачет, меньше не стало.
ГИБДД подтверждает это статистикой. Согласно самым свежим данным, с января по июль текущего года на российских дорогах зафиксировано 3200 аварий из-за автомобилей с техническими неисправностями. Это аж на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этих ДТП 445 человек погибли, почти 4,5 тысячи получили ранения.
Эксперты рынка считают, что порядка 80% выданных диагностических карт «содержат недостоверные сведения». Говоря проще – липовые. Ряд операторов техосмотра, согласно документам, проверяют по 60-70 машин за день. При соблюдении всех процедур этот показатель должен быть около десяти единиц техники. Да и как иначе, если получить необходимый документ можно, не выходя из дома, без показа машины и всего лишь в полтора-два раза дороже, чем стоит официальная процедура.
Власти предлагают очередной набор доработок, который может быть рассмотрен в осеннюю сессию Госдумы. Первое предложение – ввести обязательную запись процедуры на фото- и видео. На снимке должен фиксироваться госномер автомобиля, время и место прохождения техосмотра. Видеосъемка должна гарантировать, что машина прошла проверку по всем правилам. Записи должны быть предоставлены по требованию надзорных органов – при поступлении жалобы на оператора, в рамках плановой или внеочередной проверки, а также в том случае, если автомобиль попал в аварию с подозрением на наличие неисправностей.
Можно ли качественно отразить все пункты проверки на фотоаппарат и видеокамеру? Дадут ли они просматривающему их специалисту уверенность, что машина действительно была исправна? Нет! Конечно, это – в теории – должно свести на нет факты покупки диагностических карт без показа автомобиля. Но как мы знаем, альтернативные варианты у ловкачей почему-то всегда находятся.
Для каждого пункта техосмотра (сегодня их в России 4,7 тысячи) предлагается установить предельную пропускную способность. Эксперты оценят площади, оборудование и количество персонала и на этом основании утвердят, сколько машин в день может качественно обслужить конкретный оператор. Если по бумагам от него будет получаться в разы большее количество, это станет поводом для тщательной проверки на честность.
Также озвучена идея вернуть штраф для водителей за отсутствие диагностической карты – 800 рублей. Наказывать будут стационарные комплексы фиксации нарушений. Камера будет прогонять все увиденные номерные знаки по базе. Если в ней не окажется вашей диагностической карты, получите «письмо счастья». Проблема в том, что большая часть купленных бумаг каким-то образом проводится официально и отражается в системе. То есть поймать таким способом получится далеко не всех.
Ужесточат и ответственность для операторов техосмотра. Подходящая статья появится уже не в административном, а в уголовном кодексе. Предлагается дополнить его статьей 264.2, согласно которой за «умышленное внесение уполномоченным лицом заведомо недостоверных сведений, а равно за уничтожение или подлог документов, на основании которых была внесена такая запись или изменение», предлагается наказывать штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет. Если же случится авария с тяжкими последствиями, то можно будет получить и реальный срок – до четырех лет.
Наконец, ведение единой базы данных ЕАИСТО может перейти от МВД к РСА. Правда, страховщикам уже передали контроль за техосмотром. Как они с этим справились, всем известно. Так что последний пункт реформы выглядит крайне сомнительным.
Госдума и правительство приступят к рассмотрению поправок этой осенью. Если все пройдет гладко, то в 2018 год техосмотр может вступить с новыми правилами игры. Поможет ли это навести порядок? Сомневаемся.