В племени вседорожников есть настоящие монстры, «пожиратели автобанов», которые в состоянии на равных соперничать с элитными спорткупе по мощности, динамике и максимальной скорости.

Полный привод нашел свое применение на «гражданских» машинах давно, но по-настоящему комфортабельными внедорожники стали только ближе к концу ХХ века. Зародившаяся в 1990-х годах и вышедшая на свой пик в 2000-х мода на кроссоверы задала новый вектор развития машинам со всеми ведущими колесами. Львиная их доля растеряла свои изначальные козыри: высокий клиренс, дополнительные возможности трансмиссии, выносливость и т.п. Ну а апогеем эволюции стало появление спортивных вседорожников с мощными двигателями и отточенной управляемостью.

Справедливости ради отметим, что первый монстр во внедорожной шкуре появился еще в 1986 году. Звали его Lamborghini LM002. Устрашающего вида автомобиль оснащался мотором V12 5.7 от купе Countach. Вопреки традициям марки, двигатель установили спереди ради лучшей развесовки. Он выдавал порядка 426 л.с. Скоростными возможностями «Ламбо» не поражал. Его максимальная скорость не дотягивала и до 200 км/ч, а разгон до сотни занимал около 7,7 секунды. Сейчас эта модель – настоящий эксклюзив и объект большого интереса коллекционеров. С 1986 по 1993 годы итальянцы собрали всего 328 экземпляров.

В 2000 году инженеры компании BMW втиснули мотор V12 под капот кроссовера X5. И какой мотор! Баварцы использовали шестилитровый атмосферник от гоночного прототипа BMW V12 LMR, годом ранее выигравшего марафон «24 часа Ле-Мана». Отдача двигателя составляла порядка 700 л.с. С ним вседорожник разгонялся до 100 км/ч за 4,7 секунды и установил рекорд скорости в классе SUV на Нюрбургринге – 7 минут 50 секунд. В серию 12-цилиндровый «икс-пятый» не пошел, оставшись короткой яркой вспышкой в истории марки. Агрегат V12 до сих пор можно встретить только под капотом седьмой серии, а BMW X5 довольствуется максимум «восьмеркой».

Новую страницу в историю в 2005 году вписал Volkswagen. Представленный тремя годами ранее Touareg был первым опытом марки в сегменте больших вседорожников, и ей всеми силами хотелось заявить о себе погромче. С самого начала продаж в линейке был могучий дизель V10 5.0 мощностью 313 л.с. Но немцам этого показалось мало, и в 2005-м появился 12-цилиндровый бензиновый двигатель оригинальной трехрядной компоновки. С шести литров рабочего объема сняли 450 л.с., хотя по крутящему моменту W12 проигрывал «десятке» на тяжелом топливе: 600 Нм против 750. Изначально планировалось выпустить лимитированную серию из 500 машин, но позже это ограничение сняли. Бросок с места до 100 км/ч занимал 5,9 секунды, что сейчас кажется не слишком выдающимся показателем. Максимальная скорость была ограничена на традиционных 250 км/ч.

Audi Q7 дебютировал в 2005 году и, конечно, не мог позволить себе уступить «народному» собрату по мощности. Правда, топовая версия у кроссовера из Ингольштадта появилась не сразу, а три года спустя. «Кольца» не стали брать готовые агрегаты V10 TDI или W12, а одарили свою машину шестилитровым дизелем о 12 цилиндрах. Полтысячи «лошадей» и 1000 Нм крутящего момента разгоняли Audi Q7 до 100 км/ч за 5,5 секунд. В иерархии все пришло в соответствие: родственный Volkswagen Touareg был медленнее и слабее. Правда, по части максималки они оказались равны, имея электронный «ошейник» на 250 км/ч.

Любопытный факт. У Audi Q7 и Volkswagen Touareg, как известно, есть третий родственник – Porsche Cayenne. Он дороже, элитнее и спортивнее. Однако у него никогда не было ни 10-, ни 12-цилиндровых двигателей. Его максимум – «восьмерка» с двойным наддувом, что, однако, не мешает «Кайену» поражать динамикой и скоростью.

Среди тюнинг-ателье развлекаться установкой в кроссоверы мотора V12 любит Brabus. Такие версии есть у M-класса и «Гелендевагена», но самый интересный автомобиль – компактный Mercedes GLK, который в 2010 году предстал под именем Brabus GLK V12. Рабочий объем 6,3 литра и двойной наддув обеспечили 750 л.с. и 1100 Нм крутящего момента! Будучи самым компактным вседорожником с 12-циллиндровым двигателем, GLK ожидаемо оказался самым шустрым: 4,3 секунды до сотни и аж 322 км/ч максимальной скорости. Цена и тираж широкой публике не разглашались.

Из ныне живущих внедорожников дюжиной цилиндров под капотом могут похвастаться только двое. Mercedes-AMG G-Class начинал свою карьеру с мотора V8 объемом 5,5 литра, но в 2012 году предстал в модификации G 65 AMG с двигателем V12. Сегодня его отдача составляет 630 л.с. Бешеный «кирпич» уходит на вторую сотню через 5,3 секунды после старта и далее разгоняется до ограничителя на отметке 230 км/ч. Интересно, что восьмицилиндровая версия G 63 (571 л.с.) медленнее всего на одну десятую секунды. Статус эксклюзива Mercedes подчеркивает ценой. Если G 63 AMG стоит в России 11 550 000 рублей, то счастье обладания мотором V12 обойдется почти вдвое (!) дороже – от 21 000 000 рублей.

Прошлогодний дебютант Bentley Bentayga – это самый быстрый серийный кроссовер в мире. Стрелка спидометра проходит отметку «100» через 4,1 секунды после старта, а предел автомобиля лежит за отметкой «300». В базовой комплектации «британец» дешевле, чем Mercedes G 65 AMG (около 16 миллионов рублей), но выбор всего нескольких опций оставляет немецкую модель далеко позади. Двигатель W12 рабочим объемом шесть литров выдает 608 л.с. и 900 Нм момента. Поговаривают, что вскоре должна появится версия Speed, которая окажется еще примерно на полсотни «лошадей» мощнее. Тогда за Bentley будет не угнаться никому – ни по мощности, ни по скорости.

К слову, соперничать с Bentley по разгону до сотни могут сразу несколько моделей, которые стоят заметно дешевле и при этом оснащены «всего лишь» восьмицилиндровыми двигателями. Porsche Cayenne Turbo S выполняет зачетное упражнение за те же 4,1 секунды, а Mercedes-AMG GLE 63 S и BMW X5 M медленнее всего на одну десятую.

Ну а через пару лет нас ждет новый игрок сегмента «V12». Rolls-Royce работает над внедорожником, пока известным как Project Cullinan. Скорее всего, модель получит хорошо знакомый по легковым моделям марки двигатель объемом 6,6 литра с двойным турбонаддувом и мощностью около 600 л.с.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ