Доверенность на управление автомобилем в России отменили с 24 ноября 2012 года. Однако до сих пор при проверке документов сотрудники ДПС пытаются увидеть этот документ. На чьей же стороне закон?

Четыре с половиной года назад, 24 ноября 2012 года, вступило в силу постановление Правительства России, согласно которому у водителей перестали требовать доверенность на управление транспортным средством. С того дня в списке обязательных документов для автомобилистов остались только права, свидетельство о регистрации на машину и полис ОСАГО. Их и следует передавать инспектору при проверке на дороге.

Фактически роль доверенности взял на себя полис ОСАГО. В нем вписаны фамилии тех, кого владелец может допустить за руль. Как и в случае отсутствия доверенности до ноября 2012 года, за отсутствие водителя в страховке положен штраф – 500 рублей по ч.1 статьи 12.37 КоАП. Однако закон допускает заключать «открытый» договор с неограниченным кругом допущенных людей. В этом случае хозяин машины может вообще не знать, кто в данный момент управляет его собственностью. Никакого нарушения закона здесь нет.

Казалось бы, за прошедшие годы изменение перечня обязательных документов должно стать отлично известно автоинспекторам по всей стране. Не сомневаюсь, что так оно и есть. Вот только некоторые из них, не моргнув глазом, требуют давно упраздненную бумагу у водителей. Зачем? Не хочется обвинять открытым текстом, но, думаю, ситуация с коррупцией в ГИБДД всем российским водителям отлично известна. Надежда на то, что кто-нибудь из автолюбителей окажется не силен в законах, живет у патрульных до сих пор. А далее включится стандартная цепочка «мотивации»: нет необходимых документов – отстранение от управления – платная эвакуация – штрафстоянка.

Автор этих строк был бы рад поверить, что рассказы о требующих доверенность «гаишниках» — это все сказки и наговор, если бы не личный опыт и опыт родственников. За последние три года при проверке документов инспекторы ДПС просили отмененный документ пять (!) раз. Четырежды при езде на машине, зарегистрированной на юридическое лицо (причем один раз это был автомобиль каршеринга), и один раз, что уж совсем вызывающе, – на личной машине. В первых четырех случаях сотрудники полиции утверждали, что доверенность отменили только для частников, а последний и вовсе, кажется, был удивлен таким новшеством в законодательстве. И все пять раз в ответ на просьбу показать соответствующую статью КоАП, составить протокол и мою готовность расстаться с автомобилем документы немедленно возвращались с пожеланием счастливого пути. Выходит, все-таки инспекторы знали, что требуют незаконного?

Дабы развеять все сомнения водителей, еще раз поясним ситуацию с доверенностью. На управление автомобилем она не нужна никому, и здесь все сказано предельно четко.

Рукописная доверенность потребуется, если не собственник машины решит пройти техосмотр, совершить регистрационные действия, продать машину, забрать ее со штрафстоянки или обратиться в страховую компанию в рамках дела о возмещении ущерба. Еще в том же ноябре 2012-го ГИБДД поясняла, что в этих случаях в бумаге должны быть изложены права, для которых она выдана: продажа, постановка на учет, снятие с учета и т.п.

Нотариально заверенный документ требуется только при выезде на автомобиле за границу. Причем, как показывает личный опыт, доверенность никогда не спрашивают, но требований закона такое отношение пограничников не отменяет.

С юридическими лицами все несколько сложнее. Рукописная доверенность для них необходима в тех же случаях, что и для частников. С той лишь разницей, что она должна быть заверена печатью организации-собственника и указанием, на основании чего действует подписывающий ее человек (например, устава компании). Аналогичная форма действует и для выезда на машине за границу.

Доверенность на управление транспортным средством для юридических лиц также отменена. Никакого разделения по форме собственности автомобиля закон не предусматривает. После отказа показать упраздненную бумагу «гаишники» обычно обижаются на такую подкованность и вспоминают о других документах, которые применимы к казенному транспорту. Например, о путевом листе.

Но и такое требование, как правило, лишь показывает невежество полицейских или их стремление «докопаться» до водителя любой ценой. Путевой лист обязателен только в случаях, когда оказывается услуга по коммерческой перевозке грузов или пассажиров (приказ Минтранса от 18 сентября 2008 года № 152). Иными словами, его обязаны иметь только водители компаний, которые зарабатывают на перевозках, и это является их основным профилем. Если же автомобиль вам выдан в личное пользование (например, положен по должности), то ни о каком путевом листе или других документах в дополнение к права, СТС и полису ОСАГО речь идти не может. К слову, безлимитная «автогражданка» введена именно для удобства юридических лиц.

Нередко от автоинспекторов можно услышать жалобы: мол, полис позволяет управлять машиной любому человеку, доверенности нет, так как же мне узнать, что вы автомобиль не угнали? Но, позвольте, есть закон с исчерпывающим перечнем документов, которые обязан иметь водитель, и его надо соблюдать. Кроме того, существует принцип презумпции невиновности. Иными словами, сотрудник ДПС должен сам доказать вину водителя, прежде чем применять к нему какие-либо санкции.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ