Что ни говори, а американский автоспорт всегда был немножечко того. С перегибами и сумасшедшинками, так скажем. Примеры? Да вот сегодня буквально один такой появился. Дело в том, что в новом сезоне чемпионата Indycar поставщикам моторов разрешили разрабатывать еще и собственные аэродинамические обвесы для унифицированных шасси Dallara. И что в итоге? В итоге типично американская вседозволенность слилась в экстазе с типично японским безумием — и получился аэрокит Honda. C антикрыльями, установленными на антикрылья, установленные на антикрылья.

Насколько эффективно все это будет работать на трассе — скоро узнаем, но лично я уверен, что даже если как гоночный автомобиль эта штука окажется полной хренью, то в качестве промышленной сырорезки в любом случае сгодится на ура. Ставишь большой сырный куб, хорошенько в него разгоняешься — и… Впрочем, даже вот это вот аэродинамическое безумие поражает не так сильно, если немного углубиться в историю. Уж на что только не шли гоночные конструкторы в погоне за вожделенной прижимной силой! Несколько самых странных образчиков — вашему вниманию.

March 711

Вот что бывает, если понимать термин «антикрыло» слишком буквально. Фрэнк Костин (тот самый, который половина основателей компании Marcos) рассудил, что если перевернуть вверх тормашками что-то, что эффективно поднимает, то оно начнет эффективно прижимать. Поэтому он взял эллиптическое крыло от истребителя Spitfire, пропорционально его уменьшил да и присобачил как есть на нос ни в чем не повинного болида. Только вот получился из этого почему-то чайный столик — и именно под этим прозвищем March 711 вошел в историю Формулы 1.

Brabham BT23С

Чисто для понимания. На фотографии сверху — первый автомобиль с антикрылом, принявший участие в гонке Формулы-1. Это Ferrari 312 Криса Эймона в Спа 1968 года. А снизу — Brabham Формулы 2 под управлением Йохена Риндта, вышедший на тесты несколько недель спустя. То ли психанули, то ли на базе команды банально не нашлось нужных материалов, и кто-то решил выкрутиться, просто притаранив из дома книжную полку. В любом случае — спасибо, что не прижилось.

March 751

Еще один шедевр от March — первая попытка изобразить что-то похожее на современные диффузоры, работающие с потоком воздуха из-под днища автомобиля. История умалчивает о том, почему именно конструкторы отвергли такое решение. Возможно, оно было не слишком эффективным. Но есть мнение, что антикрыло то и дело отваливалось из-за того, что вот эти боковые ступеньки использовались всякими остолопами как удобные подставки для завязывания шнурков.

Hesketh 308B/Lotus 74

Если одного антикрыла недостаточно, к нему всегда можно пришпандорить второе! Причем в этих двух случаях дополнительная плоскость имеет и бонусное оборонно-наступательное значение. Джеймс Хант на своем белоснежном Hesketh мог в особых случаях аккуратно сковыривать соперников с трассы, а аварийный сброс резервного антикрыла позволял Ронни Петерсону на Lotus не только ускориться за счет снижения массы, но и понадеяться на множественные проколы шин у преследователей.

Arrows A5/A22

Есть такое понятие — генетика. Если ты один раз поставил антикрыло прямо перед глазами у пилота, ты сделаешь это снова. Команде Arrows на повторение трюка понадобилось 16 лет — и слава гоночным богам, что ни одна из этих версий на старт так и не вышла.

Tyrrell 012/025

Аналогичная история произошла и с командой Tyrrell — к слову, той самой, которая позже превратилась в BAR, потом в Honda, затем в Brawn, а ныне в чемпионский и всех нагибающий Mercedes. Сначала в 1984 году появился невероятный зеленый звездолет, а 13 лет спустя случилась машина, которую иначе как X-Wing из «Звездных Войн» никто и никогда не называл. Успехов ни один из этих болидов не добился, но все могло бы быть иначе, разреши FIA ионные пушки или хотя бы лазерные бластеры.

Chaparral 2H

Но не только Формулой 1 утолялась естественная человеческая страсть к диким инженерным извращениям. За океаном вот, к примеру, некоторое время жила контора Chaparral, промышлявшая постройкой машин для чемпионата Can-Am. Машины были, чего греха таить, весьма быстрые и иногда очень успешные — и не в последнюю очередь благодаря полнейшему отсутствию предрассудков у их конструкторов. Не хватает стабильности в поворотах — поставим антикрыло. Помогло, но лишь отчасти — поставим антикрыло побольше. Все еще маловато прижима — НАТЕ, ПОДАВИТЕСЬ, КАК ВАМ ТАКОЕ КРЫЛО, ПОДОНКИ?!

Потом вообще был легендарный аппарат 2J вовсе без антикрыльев, зато с двумя пылесосами, вытягивающими воздух из-под днища, но это уже совсем другая история. Но фотография для тех, кто не в курсе, прилагается.

Ferrari 126C2

Кто сказал, что в автомобиле все должно быть симметрично? Знаменитый конструктор Харви Постлтуэйт, пришедший в Ferrari перед сезоном 1982 года, в подобные рамки себя загонять не стал и водрузил на машину Жиля Вильнева вот такую вот конструкцию. Единственную гонку в этой конфигурации — Гран-При США- Жиль закончил на третьем месте, после чего все равно был дисквалифицирован. Разумеется, за не соответствующее регламенту антикрыло. Всего через месяц он погибнет на квалификации в Бельгии, но машина окажется достаточно успешной для того, чтобы несмотря на эту трагедию и страшную травму Дидье Пирони в Германии гарантировать Ferrari Кубок конструкторов.

Класс Supermodified

Впрочем, изыскам Постлтуэйта далеко во до этой техники. Как вы догадались? Да, она американская! Самая симметричная деталь этих машин — пилот. Остальное целиком и полностью продиктовано спецификой соревнований. Дело в том, что дури тут хоть отбавляй — около 900 лошадиных сил — а трассы исключительно овальные и коротенькие, от четверти до полумили в длину. Вот и выходит, что прямо класс Supermodified не едет вообще никогда — все дружно несутся в управляемом заносе в левую сторону и больше никак. Поэтому у этих машин движок сбоку, правые рычаги подвески вдвое длиннее левых, а аэродинамика… Ну, в общем, лучше один раз увидеть.

Honda RA108

А закончить хочется тем же, с чего мы с вами и начали. Вот Honda RA108, выступавшая в Формуле 1 в 2008 году. Как и в новом индикаровском обвесе — антикрылья, установленные на антикрылья, установленные на антикрылья. Включая совершенно фантасмагорическую конструкцию на носу, которую острословы окрестили «ушами Дамбо» в честь диснеевского летающего слоненка. Знаете, какой результат показала эта машина? Наипровальнейший! Единственное третье место Рубенса Бариккелло и девятая позиция в Кубке конструкторов. Пойдет ли история по кругу на сей раз — увидим. Но устроить очередной разрыв шаблонов японцам уже однозначно удалось.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ