В скором будущем нас, не исключено, ждет засилье электромобилей неизвестных марок. Познакомимся с теми из них, которые уже успели засветиться.
Автомобильный мир стоит на пороге революции. Двигатель внутреннего сгорания не отомрет окончательно, но его начнут стремительно теснить с завоеванной высоты электромоторы. Успех Илона Маска и его «Теслы» не дает покоя даже крупным автоконцернам. Вполне логично, что в свете грядущих перемен решили попытать счастья на поприще производства машин и доселе неизвестные компании. Стартапы отличаются по объему инвестиций, однако в амбициях и смелости им всем не откажешь.
На выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе молодая компания Faraday Future представила свою первую модель – электрический кроссовер FF 91. До премьеры предполагалось, что мир увидит одноклассника и прямого конкурента Tesla Model X. Однако оказалось, что «эф-эф» превосходит по габаритам не только Model X, но и, к примеру, Cadillac Escalade!
Четыре электромотора выдают в сумме 1050 л.с. и 1800 Нм крутящего момента. На разгон до первой сотни электромобилю требуется всего 2,4 секунды. Блок литий-ионных аккумуляторов производства LG имеет емкость 130 кВт*ч. На полной зарядке он позволяет проехать более 600 километров. Производитель утверждает, что FF 91 можно будет зарядить на любой станции в любой стране мира.
Автомобиль оснащен полным приводом, адаптивной подвеской и полноуправляемым шасси. Спицы 22-дюймовых колесных дисков на высокой скорости меняют форму, снижая сопротивление воздуха.
На вооружении электромобиля стоят 10 камер, 12 ультразвуковых датчиков, 13 радаров и один оптический дальномер – лидар. Последний легко заметить: он выезжает из середины капота. Несмотря на это, производитель пока не говорит о полноценном автопилоте, лишь о продвинутом комплексе помощи водителю. Впрочем, через несколько лет детище Faraday Future, как и его конкуренты, будет ездить самостоятельно. Из числа любопытных опций отметим систему распознавания лиц и эмоций, проекционный дисплей, стеклянную крышу, затемняющуюся по нажатию клавиши, кресла с массажем, задние сиденья, спинки которых откидываются на больший угол, чем у «Майбаха».
На официальном сайте компании Faraday Future уже можно сделать предзаказ и оставить первый взнос – 5000 долларов. При этом окончательная цена кроссовера FF 91 еще не объявлена, а первые машины передадут клиентам только к концу 2018 года. По слухам, за мощный, инновационный и просторный электромобиль будут просить в США от 120 до 150 тысяч долларов.
Без малого год назад был представлен проект электроседана LeSEE (производное от английского let’s see, «посмотрим»). Представляя его, авторы обошлись без технических характеристик, упомянув лишь максимальную скорость – 210 км/ч. Как и Tesla, LeSEE умеет ездить на автопилоте, но превосходит ее в том, что руль в режиме автономного вождения может складываться, дабы не мешать водителю. Для «Теслы» это следующий шаг, который, несомненно будет сделан в ближайшие годы. Еще одна «фишка» автомобиля – задний диван из особого материала, который способен принимать форму седока. Сидеть на таком должно быть очень удобно, но не факт, что это решение дойдет до серийного воплощения. К слову, LeSEE создан на той же платформе, что и кроссовер Faraday Future.
В 2016 году свой прототип представила компания Lucid Motors. Бывший инженер «Теслы» Питер Роулинсон не скрывал, что при работе над машиной ориентировался на Model S. Тем не менее, электрический седан Air не копирует американскую модель ни внешне, ни по технике. Снаружи глаз цепляется за необычные фары, выполненные на манер фасеточных глаз насекомых.
Lucid Air располагает мощностью в 1013 л.с. и разменивает первую сотню через 2,5 секунды после старта с места. В теории электромобиль способен развивать до 322 км/ч, но в серийном варианте максимальная скорость будет принудительно ограничена. В противном случае батареи разрядятся слишком быстро. В разумном режиме езды аккумуляторный блок емкостью 130 кВт*ч обеспечивает запас хода почти в 650 километров по стандарту EPA.
Машину обещают довести до товарного вида в 2018 году. Анонсированная цена в США – от 60 до 100 тысяч долларов.
Помните выразительный гибрид Fisker Karma? Он не принес своим создателям ничего, кроме убытков, однако Хенрик Фискер возродил свою обанкротившуюся компанию и на сей раз намерен попытать счастья с чистым электромобилем. Черты «Кармы» угадываются в новой модели Emotion.
Оригинальных решений в электромобиле хватает: подъемные двери типа «крылья бабочки», кузов из алюминия и углепластика, суперконденсаторы вместо привычных уже литий-ионных батарей. Последние обеспечат запас хода более 600 километров. Именно техническая сложность может стать главным препятствием для модели на пути к потребителю. Однако Хенрик Фискер уверен в успехе. Окончательный вариант Fisker Emotion должен быть представлен в этом году.
Японцы тоже не остались в стороне. Компания GLM из Киото представила на суд публики прототип G4. Его роднит с «Фискером» кузов, изготовленный с применением композитных материалов и подъемными дверями. Под купеобразным силуэтом скрыта пара электромоторов суммарной отдачей 544 л.с. С места до 100 км/ч машина ускоряется за 3,7 секунды, а в европейском ездовом цикле энергии должно хватить на 400 километров, что негусто на фоне амбициозных заявлений конкурентов.
В серию GLM G4 обещают запустить в следующем году. Сначала машину предложат покупателям в странах Азии. Ориентировочная цена – от 225 тысяч долларов.
Фирма nanoFlowcell родом из крошечного Лихтенштейна. Свой трехдверный прототип Quantino она показала весной 2015 года на моторшоу в Женеве. Начало технической характеристики не поражает: четыре электромотора развивают всего 136 л.с., а разгон до сотни занимает пять секунд.
Однако скепсис мигом улетучивается, стоит лишь дойти до графы с описанием батарей. В автомобиле применены потоковые аккумуляторы, в которых электричество вырабатывается путем прокачки положительного или отрицательного электролитов. Восполнить запас энергии можно традиционным способом – от розетки, или заменив электролит. Заявленный запас хода превышает 1000 километров! Производитель уверяет: в результате проведенных испытаний выяснилось, что после 14-часовой непрерывной езды в батареях осталось 78% энергии.
Будет крайне любопытно понаблюдать, чем закончится история каждого из этих проектов. Некоторым наверняка суждено стать провальными, а кого-то, напротив, ждет успех и, быть может, слава «Теслы».